В Алматы, как известно, из Костромы прибудет чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. В нашем городе икона будет находится в течение трех дней с 4 по 6 марта 2015 года, сообщает Zakon.kz.
4 марта в 19 часов состоится торжественная встреча святыни в Софийском соборе Иверско-Серафимовского женского монастыря Алматы (ул. Латифа Хамиди, 30), после чего перед чудотворной иконой начнется служение молебнов.
5 марта в 9 часов Глава Православной Церкви Казахстана митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершит Божественную Литургию в сослужении иерархов Казахстана и России.
6 марта в 18 часов начнется прощальный молебен и проводы Феодоровской иконы Божией Матери.
Поклонение святыне будет осуществляться круглосуточно.
Как рассказал митрополит Александр, прославленная многочисленными чудесами, Феодоровская икона Царицы Небесной почитается как покровительствующая семейному благополучию, рождению и воспитанию детей, помогающая в трудных родах. По молитвам перед этим образом совершаются исцеления от тяжелых болезней и бесплодия.
Чудотворная Феодоровская икона является одной из древнейших икон Православной Церкви - по преданию ее написал апостол и евангелист Лука. На Русь святыня прибыла из Византии, и первые летописные известия о ней относятся к XII веку.
Уже в это время икона благоговейно чтится жителями старинного поволжского города Городец, в котором был основан мужской монастырь, именовавшийся Богородице – Феодоровским. Чудотворный образ являлся главной святыней обители до середины XIII столетия – до того момента, когда иноземные захватчики разорили и сожгли Городец, а икона исчезла из города.
Феодоровская икона стала моленным образом и венчальной иконой князя Александра Невского.
В начале 60-х годов XIII столетия произошло чудесное явление Феодоровской иконы в Костроме местному князю Василию Ярославичу (с 1272 года – великий князь Владимирский), младшему брату святого князя Александра Невского.
Древний исторический памятник так описывает эти события: накануне явления, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, многие жители Костромы видели на улицах города воина с иконой Божией Матери на руках (в воине горожане узнали великомученика Феодора Стратилата – по его иконописному изображению в соборном храме Костромы). На следующий день, 16 августа (по старому стилю), князь Василий Ярославич обнаружил эту икону на ветвях дерева у речки Запрудни, близ Костромы.
Обретенная святыня была торжественно принесена крестным ходом в Кострому и поставлена в соборном храме во имя великомученика Феодора (поэтому стала именоваться Феодоровской).
Позднее образ Царицы Небесной перенесли в воздвигнутый князем Василием Успенский собор, ставший кафедральным храмом города, где икона пребывала до 1929 года.
В память явления чудотворной Феодоровской иконы было установлено ежегодное празднование, совершаемое 29 августа и традиционно сопровождаемое в Костроме общегородским крестным ходом из кафедрального собора к храму Спаса–на–Запрудне, воздвигнутому на месте явления святыни. Эта традиция, насильственно прерванная в XX веке, была возрождена в 1990 году.
Чудотворная икона неотступно пребывала в Костроме, получив вскоре известность во всех пределах государства Российского. Здесь перед ней молились святой князь Димитрий Донской, его сын Василий Димитриевич, другие великие князья и самодержцы. Паломничество к святыне совершали множество верующих.
14 марта (по старому стилю) 1613 года в Костромском Свято-Троицком Ипатиевском монастыре боярин Михаил Федорович Романов перед ликом чудотворной Феодоровской иконы принял избрание его Земским Собором на престол государства Российского. С этого времени Феодоровский образ Божией Матери стал особо чтимой святыней Царственного дома Романовых, а в память о событиях 1613 года было установлено еще одно празднование иконе – 27 марта (по новому стилю).
С этого момента Кострома стала "колыбелью дома Романовых" и местом паломничества Русских царей, Российских императоров и представителей Царствующего Дома. Все они считали своим священным долгом поклониться чудотворной Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы.
В 1913 году, в ходе общегосударственного празднования 300-летия дома Романовых, Кострому посетили святые царственные страстотерпцы – последний русский император Николай Александрович и его августейшая семья.
Особое почитание чудотворного образа Божией Матери династией Романовых нашло свое выражение в постройке в Царском Селе Феодоровского городка с храмом во имя чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери. Переходившие в православную веру невесты членов царской семьи брали себе отчество "Феодоровна", свидетельствуя таким образом свою веру в то, что Сама Пресвятая Богородица становится их Восприемницей и Покровительницей.
В годы гонений на Церковь в XX столетии чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы не покинула храмовых стен и сохранялась как церковная святыня (учитывая ее выдающуюся культурно-историческую значимость, это уникальный случай в новейшей истории Русской Православной Церкви).
В 1929 году Успенский кафедральный собор Костромы был закрыт и впоследствии полностью разрушен. Чудотворная святыня переходила из храма в храм, пока, наконец, в 1991 году не водворилась в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе города Костромы.
Сестры Богоявленско-Анастасииного монастыря (на территории которого располагается собор) с 1991 года ведут летопись современных чудес, совершающихся по молитвам у Феодоровской иконы.
С 2001 года была возрождена традиция принесения Феодоровской иконы в разные города России. Святыня посетила Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Казань, Иваново, Тверь, Архангельск и Соловецкие острова, Белгород, Воронеж, Саратов, Самару, Пермь, Кемерово, Краснодарский край, Республику Адыгею, а также Дальний Восток России. Осенью 2004 года Феодоровская икона принимала участие в проведении Всеукраинского крестного хода, который прошел по 40 крупным и малым городам Украины и собрал более восьми миллионов человек. С 28 января по 1 февраля 2009 года чудотворная Феодоровская икона пребывала в кафедральном соборе Храме Христа Спасителя города Москвы на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. В присутствии этой святыни состоялись избрание и интронизация нового Предстоятеля Русской Православной Церкви – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.