С 1 января этого года в Казахстане исключена доследственная проверка, введена фигура свидетеля, имеющего право на защиту, пересмотрен срок задержания.
Сейчас расследование начинается с регистрации заявления об уголовном правонарушении в реестре досудебных расследований и только после этого органы уголовного преследования вправе проводить по нему все необходимые мероприятия, сообщил сегодня первый заместитель Генерального прокурора Иоган Меркель при обсуждении на круглом столе модернизации уголовно-процессуального законодательства. Исключение составляют меры принуждения к гражданам, кроме доставления и задержания на месте преступления.
Что касается предпринимателей, то для защиты их интересов в новом УПК предусмотрено, что если на них поступят заявления или сообщения без подтверждающих данных, то регистрация в едином реестре не производится, они направляются в контролирующий орган для ревизии либо проверки. Кстати, в Казахстане система учета проверок автоматизирована и находится в прокуратуре.
Также по опыту Франции и Литвы в УПК ведена фигура «специального свидетеля», мы его назвали «свидетель, имеющий право на защиту», отметил г-н Меркель. Сделано это для того, чтобы лицо, на которое прямо указано в заявлении, как совершившее уголовное правонарушение, могло полноценно защищаться и знать, что по делу делает следователь, когда еще нет достаточных оснований для признания его подозреваемым. Такое лицо имеет возможность давать показания в присутствии избранного им защитника, отказаться от дачи показаний, которые могут повлечь для него самого или близких родственников преследование за совершенное уголовно-наказуемое деяние, знакомиться с документами, в которых имеются показания, свидетельствующие против него, требовать очной ставки, вносить ходатайства следователю и так далее. При этом, повторил Иоган Меркель, все меры принуждения, кроме доставления и задержания на месте преступления, могут применяться только после вынесения постановления о квалификации деяний подозреваемого, основанного на достаточных для подозрения доказательствах.
Срок задержания исчисляется с момента «фактического задержания», т.е. с момента реального ограничения свободы, включая свободу передвижения вне зависимости от придания задержанному какого-либо процессуального статуса. По аналогии с американскими «Правилами Миранды» введена норма, обязывающая при задержании устно объявлять лицу его права и обязанности, в том числе право на адвоката. В момент задержания, подозреваемый вправе заявить ходатайство о его освидетельствовании на предмет наличия телесных повреждений, что соответственно также отражается в протоколе задержания с приобщением акта освидетельствования.
Расследования по всем деяниям, кроме особо тяжких, будет идти ускоренном порядке, что позволит фиксировать доказательства вины подозреваемого без дорогостоящих экспертиз. Но это при условии, если подозреваемый признает вину и согласен с размером, причиненного им размера ущерба, уточнил прокурор.
Кроме того, в новом законодательстве введены две формы сделки с органами преследования. Первая - о признании вины, вторая - о сотрудничестве. Первая форма применяется ко всем категориям преступлений за исключением особо тяжких. Условиями заключения такого соглашения наряду с признанием подозреваемым своей вины, является согласие потерпевшего на заключение соглашения. В суде такие сделки также рассматриваются в очень сокращенном порядке.
Сделка о сотрудничестве направлена на раскрытие особо опасных преступлений, в т.ч. связанных с организованной преступностью, экстремизмом, терроризмом.
Преференциями для лиц по ускоренному расследованию и по сделкам является возможность получения наказания не свыше половины максимального наказания, а для осужденного – УДО либо замена наказания более мягким видом, пояснил Иоган Меркель.
С момента действия нового УПК, то есть я 1 января этого года в суды направлено более 200 дел, оконченных сделкой признания вины, что в принципе не так уж много. Но это только начало. Как будет дальше – покажет жизнь.
Торгын Нурсеитова