При расширении Актауского морского порта может погибнуть около 18 тонн рыбы

В мае планируется начать первую очередь работ по расширению Актауского международного морского торгового порта в северном направлении.
На первом этапе планируется создание судоходного канала и разворотного бассейна для безопасного подхода судов к зерновому терминалу. Второй этап проекта заключается в проведении дноуглубительных работ, которые позволят организовать подход к сухогрузным причалам, причалу портового флота и причалу военно-морского флота. О том, какой ущерб при этом может быть нанесен экологии, говорилось на общественных слушаниях, прошедших в порту Актау, передает "Лада".

Весь объем дноуглубительных работ будет производиться на акватории площадью 32 гектара. Навигационные глубины составят шесть метров, общий объем выемки грунта - более миллиона кубических метров. Полная реализация проекта по расширению порта в северном направлении позволит обеспечить растущие потребности доставки экспортно-ориентированной продукции на рынки сбыта, стратегическое присутствие Казахстана на Каспии, рост налоговых поступлений в государственный бюджет, создание новых рабочих мест. 

- Дноуглубление будет заключаться в изъятии грунта до определенной глубины и транспортировки его на сушу с последующим складированием. Определенный ущерб экологии при проведении данных работ, конечно, будет нанесен. При изъятии донного грунта будет происходить гибель бентоса, который является кормовым ресурсом для рыб. Этот ущерб был рассчитан в соответствии с утвержденной методикой и переведен в килограммы рыбопродукции. Ущерб составит 18 тонн рыбы, если перевести в денежный эквивалент - более 7 миллионов тенге, - рассказала Татьяна Шмелева, начальник отдела экологии и ОВОС ТОО «Центр дистанционного зондирования систем «Терра», который производил расчеты к рабочему проекту расширения порта в связи с требованием природоохранного законодательства.

В целом, для акватории порта, который ежедневно подвергается антропогенному воздействию, больших рисков, как заверила Татьяна Шмелева, не будет.

- Порт - это промышленная территория, где ходят суда, которые оказывают ежедневное воздействие на природную среду, с реализацией данного проекта она не будет терять потенциала к восстановлению. Она будет восстанавливаться очень медленно и тяжело, потому что ежедневные воздействия все равно будут оставаться, поскольку это действующий порт, но фитопланктон и зоопланктон имеет свойство быстро восстанавливаться. Он может прийти в норму буквально за сутки с поступлением новой массы воды. Самое долгое восстановление будет испытывать зообентос, потому что для него нужна спокойная среда. После дноуглубления он сможет восстановиться в течение трех-пяти лет, если другого антропогенного воздействия не наблюдается, - отметила Татьяна Шмелева.

При проведении дноуглубительных работ будет использоваться специальное землеройное оборудование, которое разрыхляет донный грунт. С помощью специальных насосов грунт будет отсасываться и доставляться по трубам на участок отвала грунта. Этот участок на сегодняшний день уже согласован с Мангистауским департаментом по защите прав потребителей. Он находится в северо-восточном направлении от порта Актау, на участке существующего сора, на расстоянии 2,5 километра от береговой линии. В месте, прилегающем к участку отвала грунта, будет построен бассейн-отстойник, наличие которого совместно с водоперегораживающими сооружениями, по словам Татьяны Шмелевой, позволит уменьшить концентрацию взвешенных частиц в отработанной воде, которая будет поступать обратно в море через полностью закрытую систему. 

- Все эти работы окажут воздействие на атмосферный воздух, почвенный покров, подземные и поверхностные воды, биоресурсы моря: животный мир, донные отложения и растительность. Основными факторами воздействия на море будут забор морской воды для охлаждения двигателей и образования пульпы, работа земснаряда – это нарушение донных отложений, нарушение концентрации взвешенных частиц. Также будут влиять физические факторы: шум, свет, вибрация. Основными факторами воздействия при работах на суше будут механическое воздействие на почвенный и растительный покров, выбросы в атмосферный воздух веществ от стационарных и передвижных источников. Загрязнение воздуха будет происходить за счет выброса пыли при проведении земляных работ на суше. Но этот вид воздействия обратимый, так как концентрация взвешенных частиц нормализуется до фонового состояния примерно через два дня после полного окончания работ. Источником загрязнения морских вод при работе на море могут являться случайный разлив при заправке судов дизельным топливом. Однако, они будут исключены, так как система заправки будет герметизироваться. Случайные разливы от строительной техники на суше будут минимизированы путем проведения технического осмотра транспорта перед началом работ и недопущении использования неисправных машин, - сказала Татьяна Шмелева.

На территории, где будут производиться работы, по словам специалиста, не обнаружены какие-либо редкие или исчезающие виды растений, требующие специальной защиты. Участки работ по дноуглублению не будут затрагивать территории, отведенные под особо охраняемые природные территории Мангистауской области. А небольшое количество техники, которую планируется использовать и на море, и на суше, позволит снизить уровень возникновения риска аварийных ситуаций до минимума. 

Станислава Куцай
Фото автора

Следите за новостями zakon.kz в: