Вопрос более чем актуальный, учитывая то, что в этом году Казахстан будет отмечать 550 –летие своей государственности, сообщает ИА Zakon.kz.
«Страна имеет богатое культурное наследие, причём многие памятники включены в перечень ЮНЕСКО. Одним из таких памятников на Великом шёлковом пути является наша семиреченская гордость г. Талгар, - говорится в запросе.
- Каждый человек, живущий по морально-нравственным принципам, понимает ценность таких святых мест, но только не наши чиновники, озабоченные накоплением и сохранением других богатств – «золотого тельца». И им не важно, кто при этом пострадает и что будет утрачено общее культурное наследие.
Необходимая стране и строящаяся ударными темпами автодорога Западная Европа – Западный Китай с момента начала проектирования и строительства приобрела статус скандального проекта. В 2014 г. началось строительство обводного участка дороги, минуя Алматы. Проект этого участка, взятый к реализации из предложенных трёх вариантов, самый затратный, предусматривающий только снос жилых домов почти на миллиард. Другой немаловажный фактор, не учтённый при проектировании и выявленный при строительстве, это прохождение дороги через площади археологических раскопок.
Скандал разразился после приезда группы китайских археологов, которые были поражены состоянием объекта, внесённого в реестр ЮНЕСКО, как мировое наследие, и бурным строительством моста через него. В результате вмешательства Центра охраны памятников исторического наследия, общественности и СМИ строительство остановили, мост обещали демонтировать, финансы изыскать. Из каких источников? Да, за счёт средств, выделенных на компенсацию сноса жилых домов. Теперь вместо положенной охранной придорожной полосы в 20 м (от оси дороги при ширине дороги 15 м), оставлена полоса шириной лишь 8 м (от оси). Проект утверждён и реализуется. Послушный Заказчику проектировщик ТОО «Алматы Жоба» вносит изменения в проект, грубо нарушая действующие СНИПы, обходя каким-то образом положенные экспертизы. Дома, которые по первоначальному проекту попадали в зону отвода и по закону должны быть снесены, остались на месте. Деньги сэкономлены, и с их помощью можно провести работу над ошибками, а что люди будут ежедневно подвергаться смертельной опасности, так ведь они сами этого хотели и даже некоторые писали письма!
Мы, депутаты фракции «Народные коммунисты», крайне обеспокоены такой постановкой вопроса и предлагаем компетентным и контрольно-надзорным органам провести комплексную проверку данного проекта, начиная со стадии проектирования и отвода земель, включая технические, технологические, экологические, финансовые и пр. аспекты его реализации».
Под этим запросом подписались депутаты Мажилиса Г. Баймаханова, Ж.Ахметбеков, Т.Кенжин, А.Конуров, В.Косарев, Т.Омурзаков и Б.Сорокин.
Меруерт Шакенова, Астана
Фото с сайта auto.lafa.kz