Снятие санкций с Ирана, анонсированное главой европейской дипломатии Федерикой Могерини, – одно из самых долгожданных событий последнего времени, пишет газета "Литер". Взамен Тегеран в течение 10 лет ограничит мощности по обогащению урана и ядерные исследования, будет приостановлено две трети иранских центрифуг по обогащению урана.
Формально очередной раунд переговоров Ирана и «шестерки» международных посредников начался еще 16 марта, однако после того, как стороны не пришли к соглашению, они были заморожены до 30 марта. После чего вплоть до 2 апреля «шестерка» международных посредников убеждала Тегеран пойти на уступки по своей атомной программе в обмен на смягчение санкций. Основными вопросами, которые обсуждались на переговорах, стали: число центрифуг для производства ядерного топлива, обогатительный центр и реактор на тяжелой воде, график снятия санкций с Ирана.
Результатом переговоров, которые проходили в швейцарском городе Лозанне, стало условие, что Тегеран в течение 10 лет ограничит мощности по обогащению урана и ядерные исследования, будет приостановлено две трети иранских центрифуг по обогащению урана. Он сократит число своих центрифуг с 19 до 6 тыс., которыми он располагает сейчас. Напомним, что в число «шестерки» международных посредников входят такие страны, как Россия, США, Китай, Великобритания, Франция и Германия.
Госсекретарь США Джон Керри и глава МИД Ирана Джавад Зариф в своих сообщениях в Twitter приветствовали прорыв в переговорах, однако каждый говорил о своей пользе: в случае с Керри – что это победа Вашингтона, а Зариф – Тегерана.
Таким образом, несмотря на скепсис, который ранее высказывали некоторые эксперты о неэффективности санкционного давления на иранскую систему, оно все-таки оказало свое влияние. Однако снятие санкций с Ирана может ударить по странам, экспортирующим нефть, так как Тегеран готов выкинуть на рынки дополнительные объемы «черного золота». Вчера (по времени Астаны), сразу после оглашения новостей о достигнутых договоренностях стоимость майского фьючерса на нефть марки Brent составила 54,11 доллара за баррель, снизившись почти на 5 процентов. Стоимость нефти марки WTI в то же время составила 48,21 доллара за баррель, снизившись более чем на 2 процента.
Между тем министр иностранных дел Великобритании Филипп Хэммонд сообщил, что все санкции с Ирана будут сняты только в том случае, если Тегеран станет соблюдать достигнутые договоренности, а ослабление финансовых и экономических ограничений для ИРИ начнется уже в ближайшее время. В ближайшие 25 лет будет усилен международный контроль за всеми попытками Ирана обогащать уран, единственным разрешенным для этого объектом признан завод в Натанзане.
В свою очередь глава МИД Ирана Джавад Зариф заявил, что санкции ЕС и США против Ирана будут действовать непродолжительное время после отмены санкций ООН, после чего и они будут отменены. Президент Франции Франсуа Олланд подчеркнул, что санкции могут быть вновь введены и даже ужесточены, если Тегеран нарушит хоть одно условие в рамках реализации достигнутых договоренностей.
Сам договор должен быть подготовлен к 30 июня. В Израиле заключенные с Тегераном соглашения «шестерки» международных посредников назвали «исторической ошибкой». Однако, выступая с заявлением по итогам переговоров с Ираном в Лозанне, президент США Барак Обама сказал, что Вашингтон остается приверженцем обеспечения безопасности Израиля и что он донесет до премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху аргументы, подтверждающие намерение и в будущем поддерживать Иерусалим.
С одной стороны, и Казахстан, и Россия приветствовали снятие санкций с ИРИ как одного из государств Прикаспийского региона и важного игрока на Ближнем Востоке. К тому же Астана приложила немало усилий для того, что приблизить позиции Тегерана и международной группы переговорщиков. Несколько раундов переговоров по иранской атомной программе прошли в Казахстане. За отмену санкций выступала и Россия, называя их контрпродуктивными.
Вместе с тем влияние отмены ограничений в отношении Тегерана на экономики как РФ, так и РК может быть крайне негативным. Так как министр нефти Ирана Биджан Намдар Зангане объявил, что как только санкции будут сняты, ИРИ может выкинуть на рынок дополнительные 1,2 млн баррелей в сутки. При этом, например, после первых санкций в 2011 экспорт иранской нефти упал с 2,5 млн баррелей в сутки до 1,2 млн. Себестоимость иранской нефти оценивается в 5 долларов за баррель. Для РФ эта ситуация также может быть негативна не только из-за падения цен на нефть, но и из-за возрастания конкуренции на рынке газа, так как иранское голубое топливо способно составить заметную конкуренцию на европейском рынке российскому.
Востоковед, специалист по Среднему и Ближнему Востоку Антон Евстратов подчеркнул, что пока определены лишь общие принципы, на которых будет строиться работа над технической стороной грядущего соглашения. При этом наиболее важна именно его техническая сторона. Сейчас до конца неясно, что имелось в виду, например, под формулировкой отмены санкций против банковской системы и нефтяной отрасли ИРИ. Собираются ли их отменить постепенно или единовременно. А ведь если последнее – победа Ирана, то первое – явное отступление его дипломатии. Именно за единовременное снятие основных санкций выступал Тегеран последние раунды переговоров и последовательно и твердо отстаивала иранская команда переговорщиков. Ибо в повышении уровня жизни иранцы нуждаются здесь и сейчас, а не в перспективе. Таким образом, можно говорить лишь о предполагаемых и возможных итогах соглашения. Пока то, что произошло в Женеве вчера, на деле ничего не меняет, подчеркнул он.
«Тем не менее твитты Керри и Зарифа уже повлияли на нефтяной рынок. Нефть понизилась в цене на целых 5 процентов. Для России, и так страдающей от понижения нефтяных цен, каждый такой сдвиг – едва ли не роковой. Особенно для населения, которое, как обычно, несет все тяготы санкций, экономических просчетов и неудач правительства. Как видно, если не обрушить нефтяной рынок, то, по крайней мере, всерьез снизить цены на нефть в дальнейшем, соглашение между ИРИ и «шестеркой» вполне может, что, конечно, негативный как для РФ, так и для РК момент. Как, впрочем, и для других зависимых от экспорта «черного золота» стран, включая Казахстан. Вместе с тем нельзя забывать, что после снятия санкций для РФ и Казахстана откроется иранский рынок со всеми его возможностями для сотрудничества, инвестиций и торговли. Так что снятие санкций с ИРИ имеет для обоих евразийских государств как ощутимые минусы, так и вполне явные плюсы», – заметил он.
Председатель экспертного совета фонда поддержки научных исследований «Мастерская евразийских идей» Григорий Трофимчук заметил, что никаких окончательных договоренностей с Ираном по его ядерной программе еще нет, ситуация снова слегка отложена во времени, хотя Вашингтоном показан некий просвет. И еще, никакого обрушения рынка нефти не произошло. Теоретически Иран вполне может обрушить рынок нефти. Но только для этого он должен работать в плотной связке с США, что пока еще невозможно. При этом России такая связка абсолютно невыгодна, поэтому РФ вряд ли будет работать на собственное поражение, подталкивая Тегеран в сторону Вашингтона.
В конечном итоге это, безусловно, навредит не только России, но и Казахстану. С США не может быть в принципе никаких договоренностей, торга по таким стратегическим темам, как глобальный вопрос о сырье. Тем более так называемых «окончательных» договоренностей. За счет многолетних тяжелых переговоров США стараются вывести Иран на «мелководье», пытаясь разоружить его, насколько это возможно. И если Иран уже не будет опасен в ядерном отношении, если сам Запад в этом убедится, то все разговоры с Тегераном будут закончены раз и навсегда, подчеркнул Григорий Трофимчук.
«У Вашингтона задача только одна – попытаться разоружить Иран с помощью России. Примерно по той же схеме, как это случилось в Сирии, у которой отняли – пусть не до конца – ее главное «ядерное» оружие – химическое. И теперь ее территорию бомбит с воздуха кто захочет, а с земли страна нафарширована ИГ. На фоне войны в Йемене вывод очевиден: если сейчас Россия, Иран, Казахстан, а также еще ряд некоторых стран не объединят свои усилия, они будут разложены в одиночку, по очереди. Только в единой системе Иран, как и Россия, сможет жить в режиме западных санкций вечно и даже с некоторым комфортом», – убежден он.
Заместитель генерального директора информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства Юлия Якушева также считает, что не стоит преувеличивать значение достигнутых договоренностей в формате текущего влияния на геополитическую и геоэкономическую ситуацию. Об этом говорят и международные эксперты, которые призывают выждать с однозначными оценками. Это касается и цен на нефть, и перспектив полного выхода Тегерана из международной изоляции. Поэтому Россия и Казахстан пока сдержанно реагируют на итоги переговоров в плане оценки рисков для нефтяных рынков.
«Заявление Барака Обамы – это больше для пиара в международных СМИ, попытка застолбить «большую победу» Вашингтона. На самом деле формулировки дипломатов предельно осторожны и идут постоянные отсылки к тому, как пойдет выполнение достигнутых соглашений. Этот осторожный подход представляется вполне разумным», – заключила она.
Иран имеет все шансы превратиться в мощнейшую державу Ближнего Востока, считает Антон Евстратов. Если в обозримом будущем Тегеран подпишет ядерное соглашение, у него окажутся полностью развязаны руки для окончательного выдавливания салафитов из Ирака и Сирии, а значит, и влияния Саудовской Аравии на эти страны. Учитывая возможность успеха в Йемене, где проиранские повстанцы-хуситы, невзирая на саудовские бомбардировки, уже захватили Аден и могут вскоре объединить страну, королевство оказывается в шиитских тисках, уступая все свое региональное влияние Тегерану, который фактически «забирает» регион от Афганистана до Израиля. Конкурентом ИРИ станет тогда Турция, однако она не может и мечтать о подобном уровне и размахе влияния на арабские государства, а ее движение в сторону от ЕС и конфликт с Израилем изолируют Анкару и от Запада. Иран, в свою очередь, восстанавливает если не древнюю империю Дария, то, по крайней мере, что-то похожее на то, что было с ней при некоторых из неудачливых ахеменидских царей, сказал Антон Евстратов.
Справка
ЕС ввел более серьезные санкции в отношении иранской нефти в 2012 году, ограничив ее закупки и исключив страну из международной банковской системы SWIFT, также было прекращено страхование иранских торговых судов. Но санкции подрывали экономические интересы не только Тегерана, но и некоторых европейских стран. Несли убытки Испания, Италия, Греция и Португалия, покупавшие до введения эмбарго иранскую нефть.
Марат Елемесов, Алматы