Уберечь памятник или старое здание от сноса и демонтажа могут и сами алматинцы

Zakon.kz
Для этого достаточно одного заявления.
История с переносом памятника Максиму Горькому из Центрального парка наделала много шуму в прессе и соцсетях. Вновь разгорелись дискуссии на тему ревизии нашего советского прошлого. А между тем мало кто задался вопросом, по какому принципу и по какой причине памятники исчезают из центра города. Может ли общественность отстоять полюбившийся объект, здание с историей или милое сердцу название улицы? Этим вопросам задались журналисты газеты "Литер".

Давно исчезли со своих постаментов Ленин, Калинин, Дзержинский, Фрунзе, Виноградов, борцы за установление советской власти в Семиречье и т.д. Их заменили герои других эпох – ханы, батыры и т.п. Что, в общем-то, логично: любое государство при обретении независимости всегда обзаводится своим национальным пантеоном. Несколько нелепо в новую эпоху жить с бронзовым Ильичом на центральной площади. Но одно дело, когда сносили памятники Ленину, Калинину, Фрунзе – все-таки эти персонажи были политиками и у многих ассоциировались с драматическими событиями советской эпохи: голодом, террором, репрессиями и т.п.

Однако случай с Горьким – явление, несколько выбивающееся из этого ряда. Во-первых, впервые из центра города убрали памятник выдающемуся русскому писателю, что сразу дало повод для спекуляций на тему межнациональных отношений. Правда, многие вспомнили, что Максима Горького нельзя считать только писателем, если учитывать последний период его жизни, крепкую дружбу со Сталиным и пусть и косвенное, но участие в гонениях на неугодных писателей. Впрочем, городские власти категорически против того, чтобы переводить дискуссию в тему расправ с прошлым.
– Во многих СМИ перенос памятника Горькому называется сносом. Это неправильно – памятник был не снесен, а перенесен. Это факт сохранения, а не факт уничтожения, – рассказала «ЛИТЕР-Неделе» руководитель отдела историко-культурного наследия и музейно-библиотечной работы управления культуры Алматы Ляззат Сагындыкова.

Сторонники переноса памятника сетуют на то, что его техническое состояние было далеким от совершенства. Установленный еще в 40-е годы, по моде тех лет, памятник был гипсовым, пусть и покрашенным позже в бронзовый цвет. Со временем такие сооружения подвергаются серьезным разрушительным процессам и в один прекрасный день ненароком могут рухнуть на головы гостей парка.

Чисто формальная причина у переноса памятника также имеется – ведь Центральный парк культуры и отдыха с 1993 года уже не носит имя великого пролетарского писателя. Плюс к этому, в последнее время сложилась тенденция все памятники советским вождям, не имеющим прямого отношения к Казахстану, переносить в так называемый Парк советской скульптуры. Там уже 15 лет как находят свое прибежище бронзовые и каменные большевики. В ближайшее время решено эту территорию облагородить и официально присвоить ей статус парка.

Однако где гарантии, что завтра в немилость не впадут другие памятники? Ведь ни Махатма Ганди, ни легендарная ливерпульская четверка Beatles тоже не имеют к Казахстану никакого отношения.  Хотя вопрос с переносом того же Горького тоже спорный – известно, что во многом благодаря Алексею Максимовичу Ильяс Есенберлин написал свой знаменитый роман «Кулагер», а супруга Горького Екатерина Пешкова в начале 30-х годов фактически вытащила из лагерей Ахмета Байтурсынова и Магжана Жумабаева. Это, впрочем, не спасло их от повторных арестов – но это уже другая история… Но фактически каких аргументов достаточно для того, чтобы попавший в опалу памятник был снесен? И вообще, есть ли какая-то процедура обращения с памятниками в городе? Рассказывает Ляззат Сагындыкова:

– Объекты, имеющие статус памятника, охраняются государством согласно закону «Об охране и использовании объектов памятников истории и культуры». Статус памятников истории и архитектуры по этому же закону определяется государственной комиссией по охране исторических памятников. В Алматы такие вопросы решает местная комиссия по охране памятников. Возглавляет ее заместитель акима Алматы Зауреш Аманжолова. Кроме того, в ее состав входят председатель Союза дизайнеров Казахстана Тимур Сулейменов, искусствовед Камилла Ли, председатель Союза художников Байтурсын Омарбеков, археолог Карл Байпаков и другие.

Именно эти люди образуют своего рода государственный худсовет, который определяет статус памятников. И именно их слово решающее в том, получит памятник государственную защиту или лишится ее.

Хотя и простые люди имеют возможность защитить памятник, если считают его ценным для своего города. Для этого по правилам достаточно подать заявку в управление культуры Алматы – причем не важно, от физического лица или юридического, после чего эта заявка будет отправлена на рассмотрение комиссии по охране памятников при акимате. Затем объект потенциальной охраны государства отправляют на экспертизу. Чаще всего ею занимаются государственные организации вроде «Казреставрации», но и частные тоже. Если она дает положительный вердикт, то управление культуры готовит проект постановления о включении объекта в реестр памятников местного значения. Это могут быть как мемориалы известным людям, так и старинные строения, судьба которых в нашем городе довольно сложна. Не секрет, что хозяева старых строений порой довольно бесцеремонно обращаются с ними, покрывая некачественными стройматериалами типа алюкобонда, или вовсе сносят, как это случилось летом с Домом архитекторов. А общественность пока ничего, кроме пары гневных постов в соцсетях, этому противопоставить не может. В то время как есть масса средств для защиты старинных памятников, но на деле этот метод пока мало кто использует.

Константин КОЗЛОВ

В тему

Ветеранское движение Алматы выступило за охрану памятников, посвящённых героям Великой Отечественной войны

«Могли  ли наши  деды  и прадеды  представить, что наступитвремя, когда  мемориальные плиты, обелиски, бюсты, посвященные легендарному поколению победителей  в самой кровопролитной войне человечества, придется охранять  от  их  внуков и правнуков», – говорит президент Союза «Боевое братство» Сергей  Пашевич. С целью охраны памятников, посвященных героям Великой Отечественной войны, в том числе мемориального комплекса в Парке имени 28 героев-панфиловцев, ветеранское движение проводит акцию «Пост славы».  

– Поднимитесь в детский лагерь «Горное солнце», на его территории есть Аллея Пионеров-героев, и посмотрите, какая она сейчас. Пионеров в нашей стране, как вы знаете, давно уже нет, соответственно нет и пионерских дружин, но память никто не отменял. Аллея посвящена детям-героям, которые наравне со взрослыми боролись против фашизма. Да что там Аллея Пионеров-героев, когда  мемориальный комплекс в парке им. 28 легендарных героев-панфиловцев стал местом  многочисленных свадебных кортежей.  Придите сюда в любой выходной день. Мемориальные плиты, которые установлены в честь городов-героев, становятся  столиками  для  распития  спиртных напитков. Молодежь из свадебных кортежей соревнуется в попадании пробкой от шампанского в Вечный огонь.  Многие даже расстилают скатерть на тумбах  и накрывают свадебный фуршет. В будни по мемориальным плитам бегают дети, родители им не делают замечаний, наоборот, сами усаживаются на мемориал,  как на лавочки в парке, и вместе со своими детьми пускают мыльные пузыри. А ведь здесь хранится  земля с полей сражений, обагренная кровью наших дедов и  отцов, – сказал газете «Литер» президент Союза «Боевое братство» Сергей Пашевич.  

– Не могу спокойно проходить мимо Вечного огня, –  не скрывая слез,  говорит  ветеран   Великой Отечественной войны, алматинец  во втором поколении Григорий Свинухов. – Молодежи сейчас даже нельзя сделать замечание – однажды  услышал в ответ сплошной поток мата и ругательств. Оставляют здесь за собой мусор, плюют… Вечный огонь – это наша память, здесь бы остановиться, подумать, вспомнить.  

Однажды подошел ветеран-фронтовик  к  дежурному полицейскому. Он выслушал  его  и  сказал, что делать замечания бесполезно. Сказал, что это обычное явление.

– В рамках акции  «Пост славы» пройдут  информационно-просветительские мероприятия.  Патруль, состоящий  из числа  волонтеров, а ими станут  ветераны афганской войны, воспитанники  военно-патриотических клубов и активисты НПО,  будут вручать горожанам и гостям города  листовки, содержащие  информацию о памятниках и мемориале Славы в парке 28 героев-панфиловцев, – сказал газете «Литер» председатель координационного совета  общественных объединений ветеранов и инвалидов войны в Афганистане и других военных конфликтов при акимате Алматы Мурат Абдушкуров.

Кстати

В течение апреля, каждую субботу и воскресенье, профессиональные гиды- экскурсоводы и  члены Казахстанской туристской ассоциации проводят  экскурсии по Парку им. 28 героев-панфиловцев. Экскурсии бесплатные, для всех желающих. Сбор у памятника Бауыржана Момыш-улы в 13.00 и 14.30, ориентир – табличка «Вахта памяти».

Мира МУСТАФИНА,
фото Павла МИХЕЕВА, Алматы
Астана
Байтурсынов Ахмет
Актау
Актобе
Алматы
Афганистан
Казахстан
Кызылорда
Семей

Читайте также

Следите за новостями zakon.kz в:

Популярные новости

Максим Галкин порадовал поклонников семейным снимком и необычным видео

Бозумбаев рассказал, была ли угроза для жилых домов при падении самолета в Актау

Авиакатастрофа в Актау: Минтранспорта сделало заявление

Женские привычки, которые бесят мужчин больше всего

Контрабандисты через туннель на границе переправляли из Казахстана в Узбекистан топливо