Среди прочих норм в новой редакции изложена и статья о профилактике и ограничении потребления табачных изделий и алкоголя. В частности, говорится о запрете на ввоз, производство, продажу и распространение табачных изделий, превышающих предельно допустимые уровни содержания никотина и смолистых веществ. То есть, насвай в его нынешнем понимании, о вреде которого в последнее время немало говорили специалисты, все-таки попал под запрет. При этом, как альтернатива ему могут быть использованы некурительные табаки, произведенные с соблюдением всех необходимых санитарных норм и правил, например, шведский снюс, о котором так много говорили на стадии обсуждения и которого, правда, пока на казахстанском рынке нет. В то же время продолжается обсуждение запрета некурительных табачных изделий на уровне ЕАЭС.
По словам к.м.н., доктора PhD Мейрама Раганина, поставленные задачи по регулированию некурительных табачных изделий в стране были достигнуты. «Мы неоднократно выступали по данной тематике на заседаниях рабочей группы, в рамках обсуждения законопроекта в Мажилисе Парламента РК. Мне очень приятно, что мнение Казахстанского научного сообщества было услышано депутатами и Министерством здравоохранения. С этого года в Казахстане будет введен запрет на некурительные табачные изделия, в отношении которых не установлены санитарно-эпидемиологические требования. К этой категории относится и насвай, в котором имеется превышение всех допустимых норм содержания нитрозаминов и тяжелых металлов. Мне очень приятно осознавать, что наше казахстанское законодательство идет по пути научного подхода, к решению проблемы некурительных табаков путем запрета к изготовлению, продажи и употреблению насвая, но при этом оставляющее место для менее опасных продуктов данного класса. Посмотрите на опыт Швеции, где у курильщиков есть альтернатива перейти на менее вредный продукт, а именно на некурительный табак, так называемый шведский снюс. Мы сравнивали состав шведского снюса и насвая. Огромная разница. Достаточно сказать, что в Швеции снюс употребляют 18% мужчин и 3 % женщин и при этом там самый низкий уровень онкологических заболеваний по Европе, связанных с потреблением табачных изделий».
Вместе с тем, проходила информация и о том, что в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства органы Евразийского экономического Союза могут разработать и ввести более жесткие запретительные меры в отношении некурительных табаков. За разъяснениями мы обратились к эксперту Национальной индустриальной палаты Казахстана Жазире Шукебаевой. «Согласно условиям договора о Евразийском Экономическом Союзе у органов ЕАЭС нет полномочий по введению запрета на производство и оборот отдельных видов товаров, - пояснила г-жа Шукебаева. – ЕАЭС принимает меры по обеспечению функционирования внутреннего рынка, охватывающего экономическое пространство, в котором обеспечивается свободное передвижение товаров, лиц, услуг и капиталов. В рамках функционирования внутреннего рынка во взаимной торговле товарами государства-члены не применяют ввозные и вывозные таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, за исключением случаев, предусмотренных указанным договором.
По идее, свободное перемещение товаров в рамках внутреннего рынка Союза и является целью деятельности данной организации. При этом в границах внутреннего рынка Союза государства не могут применять меры тарифного и нетарифного регулирования, за исключением случаев, предусмотренных в договоре о ЕАЭС. То есть, запрет производства и оборота некурительных табачных изделий выходит за пределы нормативного регулирования Таможенного союза и Единого экономического пространства. Запреты остаются прерогативой национальных органов, поэтому в вопросе с некурительными табаками следует руководствоваться именно той трактовкой, которая обозначена в Законе РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения».
Фото: nnm.me