Нынешней весной произошло сразу два знаковых события. Национальный банк Казахстана совместно с Правительством приняли решение о выделении 130 млрд. тенге для решения вопросов, сложившихся в сфере ипотечного кредитования; в Астане перед резиденцией Президента РК снова собрались ипотечники из Алматы и Шымкента, которые требуют простить им все долги.
Взаимосвязь между ними прямая, хотя и не логичная. Зачем собрались люди у резиденции Президента, заметим, во время предвыборной кампании? Хотя в Казахстане запущена новая программа господдержки ипотечников, которые получили кредиты в период с 2004 по 2009 год (это социально уязвимые слои населения), а также на тех, у кого займы в иностранной валюте.
Да, конечно, казахстанские банки второго уровня хоть и участвуют в ней, но делают это с большой неохотой. Что вполне понятно. Ведь в этом случае возникает нестыковка налогового законодательства с условиями программы. Из-за чего у финансовых организаций не будет возможности заработать. Как объяснил заместитель председателя Нацбанка РК Куат Кожахметов, «облегчение условий предусматривается, во-первых, серьезным снижением ставки, конечно, для заемщиков — физических лиц. Это первое. Второе - путем увеличения срока». А председатель Национального фонда развития финансовых услуг Михаил Кленчин объяснил, почему эта программа так невыгодна банкам: «Программа предусматривает списание вознаграждения, пени и комиссии, но при списании вознаграждения, пени и комиссии у банков возникает налоговое обязательство в виде КПН — 20 процентов, и у самого заемщика 10 процентов — это ИПН. За него, за заемщика, также банк должен оплатить. То есть банк, мало того, что прощает, он отказывается от вознаграждения, так он еще из этих сумм должен оплатить налог».
И, кстати, не стоит забывать о том, что подобную помощь оказывают лишь в некоторых странах, а казахстанское правительство делало это уже неоднократно. Понятно, что злоупотреблять подобными мерами нельзя, ведь в таком случае под угрозой окажется вся банковская система Казахстана, чего категорически допускать нельзя. Поэтому те самые выделенные 130 миллиардов тенге не подразумевают, что кредиты «будут прощены», как этого добиваются некоторые ипотечники. Выделенные средства не предполагают списания долгов проблемных заемщиков. Они будут направлены на облегчение условий обслуживания ипотечных кредитов. Это выделение средств прошло в рамках реализации поручения Нурсултана Назарбаева, который на расширенном заседании правительства РК 11 февраля 2015 года сказал: «Необходимо избавиться от наследия проблемных кредитов и решить вопрос реструктуризации долгов по ипотечным кредитам, но только тем, кто действительно в этом нуждается.
А вот тут мы плавно переходим к событию номер два. Сначала небольшой экскурс в историю, чтобы было понятнее, что именно происходит сейчас.
В мае 2014 года в Алматы состоялся суд, который рассматривал иск бывшего заместителя председателя ОО «Оставим народу жилье!» Сулубике Джаксылыковой, которая хотела стать во главе этого объединения. На тот момент прежний лидер структуры Есенбек Уктешбаев заявил, что иск заказной, а цель Жаксылыковой - уничтожить организацию. Несмотря ни на что, он проиграл суд за право оставаться руководителем возглавляемой им организации, а НПО «Оставим народу жилье» перешло в руки председателя конкурирующей НПО «Обеспечьте народ жильем» Сулубике Джаксылыковой. С той минуты путаница между двумя правозащитными организациями с почти одинаковыми названиями прекратилась. Оба, - и проигравший, и победительница дали интервью местной прессе, где высказали свое видение ситуации, не забыв обвинить друг друга в нечистоплотности и прочих грехах. С того самого времени скандалов в НПО больше не было.
Но Е. Уктешбаев в апреле этого года вновь появился как руководитель ОО «Оставим народу жилье», более того, он организовал пикет у резиденции Президента. Выдвигаемые требования все те же: «простить ипотечные кредиты». Насколько законна такая деятельность Уктешбаева, который вывел людей на протестную акцию, пусть разбираются правоохранительные органы.
А пикет проходит классически: с вызовом скорой помощи к одной из участниц акции Галие Касеновой, которая болеет сахарным диабетом и имеет ряд других заболеваний. С показательной организацией горячего питания прямо на площади. Некие люди принесли переносные печки, казаны с пловом, термосы и чайники с кипятком, булочки, хлеб, а также одноразовую посуду. Кстати, это произошло после того, как астанчане обратили внимание на то, что пикетирующие здание ипотечники завтракают, обедают и ужинают в недешёвом даже для коренных жителей столицы ресторане «Тайказан».
Если следовать логичным путем, то на днях стоит ожидать появление палаток на площади, так как пикетчики арендуют жилье на левом берегу и многие горожане и журналисты уже обратили на это внимание. Как обратили внимание и на то, насколько четко организовано все, как быстро решаются многочисленные вопросы, связанные с бытом нескольких десятков человек. Поверьте, это на самом деле не так просто сделать, тем более в столице с ее ценами, тем более в предвыборную кампанию, когда правоохранительные органы работают особенно тщательно.
Понятно, что питание в ресторане, аренда жилья в столице – удовольствие весьма дорогое и по карману далеко не каждому казахстанцу. Однако приехавшие в Астану ипотечники спокойно позволяют себе подобные траты. Не хочется думать плохое, но и отмахнуться от напрашивающихся вопросов тоже не получается. Значит, их материальное положение не столь катастрофично, как это преподносится общественности? Или же, что еще хуже, кто-то проплачивает эту акцию протеста, чтобы создать напряженную обстановку во время предвыборной кампании? Ведь смотрите, что происходит на самом деле. Собрались на площади почти одни женщины, практически все – в возрасте. На любое требование полицейских не нарушать общественный порядок (установка казанов и печек, публично-показной прием пищи сразу нескольких десятков человек и так далее), эти женщины моментально начинают кричать, плакать, рвать волосы и платки, то есть всячески демонстрировать, как люди в погонах якобы нарушают их права. И полицейские пасуют, не могут навести порядок. Это видят не только добропорядочные астанинцы, но и гости столицы. Какой имидж создают своей стране эти женщины? Какие цели на самом деле преследует НПО, если уже четко сказано – господдержка будет оказана всем нуждающимся? Вопросы, вопросы… И ни одного четкого, вразумительного ответа.