До последнего времени стоянки, за пользование которыми власти взимали с горожан деньги, действовали лишь в Алматы, теперь же учиться пользоваться паркоматами нужно жителям и других регионов. Сегодня Мажилис принял специальные поправки в закон «О дорожном движении» и Административный кодекс. Это позволит местным акиматам самостоятельно устанавливать аппараты для сбора денег за стоянку и штрафовать водителей за неуплату, сообщает КТК.
В старом центре столицы все места, подходящие для парковки, заняты с утра до вечера. Те, кому места не хватило, встают тут же рядом, и это создает неудобства другим участникам движения, а иногда становится главной причиной заторов. В скором времени эту проблему должны решить с помощью платных парковок. Если оплачивать придется за каждый час, то желающих стоять весь день будет намного меньше.
- Давай, давай! Еще, еще!
На самых популярных у горожан улицах давно работают частные парковщики. Платная помощь в час пик – услуга для Казахстана не новая, но в Астане она появилась совсем недавно. Сами стоянщики говорят, что платить им вовсе необязательно, делать это можно по желанию. Желающих, как оказалось, предостаточно.
Нурбай Суюнов, парковщик
- Мы не берем за место, берем за услугу, которую оказываем. Народ постепенно привыкает, есть постоянные клиенты, в основном дают 50 тенге, но однажды девушка поблагодарила и 500 тенге дала.
Такая помощь далеко не всем водителям по душе. Автовладельцы уверяют, что если оставить здесь машину, платить все равно придется – парковщики буквально вымогают деньги. И это, по мнению граждан, незаконно.
- Какая лицензия может быть у меня, если я получаю только за услугу! Я ж не говорю за место!
- Например, я могу заехать сюда без парковщика, у меня стажу хватает – 50 лет стажа! Зачем мне парковщик!
- Это незаконно! Это произвол и самоуправство на дорогах!
За поврежденную на такой условно бесплатной стоянке машину парковщик, скорее всего, никакой ответственности нести не будет. На закрытых частных парковках, как ни странно, ситуация та же самая. Вот сюда, к примеру, въезд стоит 100 тенге, но всех сразу предупреждают: никто ни за что не отвечает.
Сегодня навести порядок с парковками и парковщиками наконец-то решили народные избранники. Согласно новому закону, который приняли в Мажилисе, акиматы Астаны, Алматы и всех областных центров отныне имеют право самостоятельно организовывать платные стоянки, устанавливать так называемые паркоматы и штрафовать водителей за неуплату.
Рауан Шаекин, депутат Мажилиса Парламента РК:
- Здесь не говорится ничего о парковочных талонах, не говорится, что можно оплачивать наличными и безналичными, парковочный билет там, что-то должно оно назад выдавать. Здесь только говорится о сертифицированном устройстве, которое только будет принимать оплату. И завтра чревато чем? В связи с тем, что мы такой законопроект примем, я сразу предполагаю, что первая парковка появится в пятницу возле мечети, возле правительственных зданий.
Закон о парковках сегодня приняли, но в ближайшее время его будут дорабатывать. Мажилисмены планируют определить, какой должна быть ширина улицы, если на ней действует платная парковка, и как должны выглядеть стоянки на тротуарах – бывают, оказывается и такие. Сейчас же паркоматы можно ставить в любом месте, а это чревато конфликтными ситуациями.
Уже сегодня депутаты порекомендовали Министерству внутренних дел срочно разрабатывать новый вариант законопроекта, который учтёт абсолютно все нюансы платных парковок. На это полицейским может потребоваться ещё несколько месяцев. То есть абсолютный порядок с частными и муниципальными стоянками в Казахстане наступит ещё нескоро. Платные парковки по-прежнему будут оставаться местом, где возможны любые конфликты, вплоть до перестрелок.
Евгения Бодрова