Наш ата Сандыбаев Майтан в свои восемнадцать уже смело шел под пули

При обороне реки Днепр, он получил орден Красной Звезды. 
Сандыбаев Майтан Маканович – ветеран ВОВ, гвардии  младший лейтенант. Родился в 1925 году, умер в 2013-м.  Хочу рассказать о его подвигах и некоторых эпизодах  фронтовой жизни, взятые не только из рассказов самого Майтана Макановича, но и из архивных документов Министерства обороны РФ.

В 17 лет мой дед в декабре 1942 года был определен в Алма-атинское общевойсковое пехотное училище. Там он обучался до 1943 года, затем поступил приказ о формировании курсантских батальонов на фронт для участия в битве на Орловско-Курской дуге - в той  самой  грандиозной битве. Так начался новый этап жизни моего деда шагать по извилинам фронтовой дороги в 10-й гвардейской дивизии 307-го гвардейского полка 8 роты. На это время ему уже исполнилось 18 лет.

Хочу представить эпизод рассказанный дедом при обороне реки Днепр, за что и получил он орден Красной звезды. 

Враг отступал, правда, с боями и преследовать отступающего  для солдат пехоты было изнурительно. Так, преследуя врага,  вплотную подошли к Днепру. Это было осенью 1943 года. Устроили оборонительное сооружение,  назвав его «Восточным валом», вдоль правого берега Днепра. 

Фашисты сосредоточили громадную силу, артиллерию и минометы. День и ночь, обстреливая,  левобережье и правобережье. Сооружение мостов было невозможным, единственным способом переправы на берег были лодки и то ночью. Над рекой постоянно висели ракеты, над водой рвались мины и снаряды, но при этом невольно в голову приходят слова   Николая Гоголя «Чуден Днепр при тихой погоде».

Итак, наша рота начала переправу первой в полку. Группа из 15 бойцов под моим командованием села в лодку, в которой  правили специально подготовленные для гребли солдаты. Прожекторы освещали реку, рвались мины, снаряды. На лодке переплыли более половины реки, а дальше пришлось переходить пешими. Все залезли в воду, она доходила некоторым по горло, другим по груди. У каждого солдата, кроме автомата, был вещевой мешок с запасными дисками и противогазом и другие принадлежности, в общем целый груз.  

Мы барахтались, но все же вышли на песчаный берег Великой реки. Приказано было лечь всем цепью, привести себя в порядок и окопаться. С этим справились быстро и легко, а к рассвету уже вся рота была переправлена. Каждый взвод получил свой сектор обороны. Командир роты приказал стрелять только по команде, прицельно и одиночными выстрелами, в целях экономии патронов, т.к. доставка боеприпасов  на данное время не ожидалась. Днем немцы начали артиллерийскую подготовку, затем автоматчики открывали огонь издалека, на близкое расстояние не решались подойти. Мы также отвечали, чтобы они знали, что мы держим оборону. Иногда враги приближались на 150-200 метров к нашим позициям. При таких  обстоятельствах,  мы отвечали залповым огнем. Так продолжалось трое суток. 

Команда выполнена: Плацдарм удержали, полк полностью переправился, боеприпасы были подвезены. 

Командиры и некоторые солдаты были награждены орденами и медалями СССР за переправу и удержание позиции. Меня наградили орденом Красной Звезды.

Теперь перед полком стояла задача выбить немцев с населенных пунктов и занятых им высот. Конкретная задача была занять село Куцеваловка и высоту. В этом бою я был ранен в голову.  Меня доставили в медсанбат, в город Полтаву. Медсанбат находился в помещении бывшей царской конюшни. 

Некоторое время я был без сознания, а когда открыл глаза, увидел сидевшую возле меня сухощавую украинскую старушку.  В руке она держала миску с ложкой и что-то говорила. Я был в полудреме и не сообразил, что она говорит и молчал. Рядом лежал пожилой солдат, и он мне сказал, что эта старушка спрашивает, откуда ты. Я вымолвил одно только слово – Казахстан. Она больше ничего не говорила, покормила меня борщом. Прошли годы, но все это помню как сегодня. Перед глазами возникает фигура этой старушки без лика и ощущение вкуса борща. А ведь нас в той конюшне лежало более 50-ти раненых, притом все славянского происхождения. Почему же эта старушка выбрала меня? Тогда мне было более 18 лет, может, моя молодость вызвала у нее жалость, или я представитель другой нации, лежал раненый, защищая ее родную землю. Такая трактовка мысли была теплее моему сердцу.

Вот что довелось услышать мне от моего любимого дедушки Майтана Макановича о тех страшных и незабываемых годах его жизни. 

А теперь хочу предоставить архивные данные Министерства обороны РФ.

В боях при форсировании реки Днепр в районе населенного пункта Куцеваловка тов. Сандыбаев М.М. 03.10.1943 г. и при овладении населенным пунктом Куцеваловка тов. Сандыбаев М.М.  как командир отделения автоматчиков со своим отделением одним из первых форсировал реку Днепр и удерживал плацдарм на противоположном берегу в течение  6 часов, уничтожив при этом 22 гитлеровца. Лично тов. Сандыбаев М.М. в этом бою уничтожил 5 гитлеровцев.

06.10.1943 г. тов. Сандыбаев М.М. был послан в разведку в тыл противника с тремя бойцами, где уничтожил 2 автомашины с продуктами и доставил в штаб части взятых при этом 2-х контрольных пленных.
08.10.1943 г. при отражении контратаки противника тов. Сандыбаев М.М. был ранен, но не оставил боевого порядка до тех пор, пока не была полностью отражена вражеская контратака. 

Я горжусь своим дедом, который,  не смотря на юность,  шел под пули и всегда был смелым, честным, порядочным, очень начитанным, умным, интеллигентным  гражданином Казахстана. В мирное время  работал, в комсомольской организации, партийным работником, поднимал колхозы, а также 30 лет своей жизни проработал учителем истории и директором школы в Северо-Казахстанской области.

Светлая ему память! Чтим, любим, помним.

 


Внук Нурсултан Сандыбай 

 

Следите за новостями zakon.kz в: