Защищая Лодейное Поле, мой дед Сторчевой Петр защищал «Дорогу Жизни» на Ленинград

В боях за этот город несмываемой славой покрыли себя бойцы 314 стрелковой дивизии, сформированной в Казахстане. 
Плотность и длительность артиллерийских и миномётных обстрелов были таковы, что в буквальном смысле этого слова земля была перепахана от взрывов, а за время обстрела верхняя одежда солдат в условиях сырого и морозного климата  успевала примерзнуть к земле. 

Моему деду Сторчевому Петру Прокопьевичу к началу войны было 23 года, войну он встретил, проходя действительную срочную службу в рядах Красной Армии, поэтому воевать начал практически с первых её дней, обороняя г. Лодейное Поле. 

Линия фронта в те дни проходила по р. Свирь и задачей наших войск было не дать наступавшим в коалиции с фашистской Германией войскам белофиннов под командованием маршала Маннергейма форсировать реку.

 Защищая Лодейное Поле, наши солдаты фактически защищали «Дорогу Жизни» и подступы к Ленинграду. Оборона города длилась 1005 дней. Противостояние отличалось частыми и интенсивными артобстрелами. 

По рассказам дедушки, плотность и длительность артиллерийских и миномётных обстрелов были таковы, что в буквальном смысле этого слова земля была перепахана от взрывов, а за время обстрела верхняя одежда солдат в условиях сырого и морозного климата  успевала примерзнуть к земле. 

В боях за этот город несмываемой славой покрыли себя бойцы 314 стрелковой дивизии, сформированной в Казахстане. Не перечесть количества казахстанских семей, в которые пришли горькие вести в виде шаблонных и скупых на слова похоронок из далёкой ленинградской земли… Дедушка в этих боях был дважды ранен.

Лучше всего об этих событиях сказано в стихах поэта: 

Война, сорок первый, Лодейное Поле.
То страшное время не вспомнить без боли.                                  
Идут белофинны к Свири, к Ленинграду,
Лодейное встанет надёжной преградой!

Лишь чайка над Свирью безмолвно кружится – 
Четыреста метров река – как граница.
Ведь наш берег – левый, а их берег – правый.
Фашистов нельзя допустить к Ленинграду!

Подтянуты армии, свежие силы – Шалите!
Врагам не сдаётся Россия!
Окопы, траншеи, весь берег пропахан,
Весь город в руинах – гори оно прахом!

Мужчины в окопах, а женщины в поле,
Но держит осаду Лодейное Поле.
Два долгие года, полгода в придачу,
Лишь чайки над Свирью безудержно плачут…

После  выписки из госпиталя, командир отделения 48 стрелкового полка 200 стрелковой дивизии 2 Прибалтийского фронта младший сержант  Сторчевой П. П. принимал участие в освобождении и последовавшей за этим защите г. Невель Псковской области. 

Этот небольшой, оккупированный фашистами городок, имел важное стратегическое значение. Вдоль всей линии фронта шла немецкая железная дорога, а это значило, что противник мог в кратчайшие сроки перебросить сколько угодно техники и людей в любое место. Для нарушения связи между группами армии «Север» и «Центр», которые стыковались как раз в Невеле, командованием было принято решение разорвать железную дорогу в этом пункте. Операция казалась невыполнимой не только нашим солдатам, но и немецким военачальникам. Однако советскому солдату по плечу любые задачи. Город был взят, но за него наши войска заплатили ценой жизней своих лучших воинов. Именно при взятии Невеля 15 октября 1943 года погибла, совершив свой бессмертный подвиг, великая дочь казахского народа Маншук Маметова. Рискуя своей жизнью, её тело на своих руках с поля боя вынес другой герой-казахстанец Абылхаир Баймулдин, который после освобождения Невеля был назначен его военным комендантом. Жизнь самого Баймулдина А. оборвалась 4 января 1944 года при удержании города, который фашисты, во что бы то ни стало, стремились вернуть под свой контроль.

Фашисты устроили, так называемый «невельский мешок», в который попали три советские армии, защищавшие Невель. В конечном итоге этот «мешок» был разорван. Однако бои за оборону Невеля были очень ожесточённым. Дивизии, стоявшие здесь, теряли под градом вражеского огня до 70% личного состава в каждом бою. Войска противника находились в непосредственной близости, поэтому бои сопровождались частыми штыковыми атаками. 

В одной из таких атак, жизнь моему дедушке спас случай, каких на войне было немало. Во время рукопашного боя, более крепкий физически фашист свалил его на землю и нанёс колющий удар штыком. Однако по воле того самого случая штык упёрся в находившийся в подсумке бачок противогаза. Этого времени деду хватило для того, чтобы выхватить из-за пазухи трофейный пистолет и застрелить врага. 

По рассказам деда, в рукопашном бою было проще действовать, имея надёжного товарища, который мог прийти на помощь в трудную минуту. Поэтому перед рукопашной схваткой солдаты договаривались прикрывать друг друга, и эта тактика помогала им выжить в критические минуты. 

В декабре 1943 года во время очередного боя Сторчевой П. П. был тяжело ранен в правую ногу, поэтому в госпитале эту ногу ему ампутировали. На этом его ратный путь был завершён и он вернулся домой, в свой степной край. За боевые заслуги был награждён орденами Красная Звезда» и «Отечественной войны 1 степени». К сожалению, в настоящее время его, как и многих-многих других ветеранов, нет с нами. Однако осознание значимости их победы, остановившей фашизм и защитившей свободу нашей родины, не даёт нам права  предавать забвению их имена. Как благодарные потомки, мы обязаны свято чтить их подвиг, передавая память о нём из поколения в поколение.

Своё повествование хочу закончить словами известной песни:
  
…И маршалам страны и рядовым, поклонимся и мёртвым и живым, 
Всем тем, кого нам забывать нельзя, поклонимся, поклонимся друзья!

С. Викторенко, председатель специализированного межрайонного суда по уголовным делам Северо-Казахстанской области                      

Следите за новостями zakon.kz в: