В тонкостях «мелодрамы» попытался разобраться корреспондент портала Zakon.kz.
Не спринт, а марафон
Условия финансирования Программы льготного автокредитования оказались настолько привлекательными, что даже те, кто ещё вчера и не помышлял стать автовладельцем, а тем более брать под это дело заём, вдруг задумались: брать или не брать? Но пока одни раздумывали, те, кто был пошустрее, устремились в банки и досрочно исчерпали лимит льготных автокредитов в двух из шести финансовых учреждений, выдающих подобные займы. Даже слухи пошли, что Программа якобы частично приостановлена.
Что теперь делать тем, кто решился купить авто? Стоит ли им на что-то надеяться? В «Ассоциации казахстанского автобизнеса» советуют не создавать ненужных очередей, ибо автокредитная эпопея - это не спринт, а долгий марафон. Программа рассчитана на 20 лет. К тому же кредиты выдаются на револьверной основе - платежи по выданным займам вновь направляются на новое автокредитование. А это значит, что банки, временно выбывшие из марафона, вновь вернутся на рынок льготного автокредитования.
Царящий ажиотаж неудивителен – ставка по займам беспрецедентна - всего 7,5% годовых, причем без всяких скрытых комиссий, даже страховка заложена в ежемесячных платежах. И никаких долларов – только тенге. Кредиты выдаются на срок до 5 лет. Из Национального фонда страны на эти цели выдано 15 млрд тенге. Оператором Программы выступает государственный «Банк развития Казахстана» (БРК), который мониторит за тем, чтобы коммерческие банки своевременно и целевым образом осваивали вверенные деньги.
Вернул долг – дай взаймы другому
В БРК обещают внимательно следить за тем, чтобы деньги от погашения займов не «засиживались» на спецсчетах. «Поступающие платежи по основному долгу по действующим займам будут аккумулироваться на специальных счетах банков-агентов в Национальном банке. Мы будем внимательно следить за тем, чтобы эти деньги вновь направлялись на автокредитование. Если тот или иной банк не воспользуется данными
суммами, мы будем списывать средства на счета другого банка-участника Программы», — отметил представитель БРК. В общем, в таком деле, как брать кредит, не стоит суетиться, создавая излишний ажиотаж.
Кредит автопрому очень даже не навредит
Что дала Программа льготного автокредитования собственно казахстанскому автопрому? Ведь ставилась задача поддержать его в непростых рыночных условиях. Как говорят автодилеры, «государство по факту подтолкнуло казахстанский авторынок к качественным изменениям: население, пользуясь недорогими автокредитами, предпочитает теперь покупать новые автомашины, собранные в Казахстане, нежели подержанные, требующие больших затрат на ремонт». Как следствие, спрос на вторичном авторынке может существенно упасть, что должно привести к ощутимому удешевлению подержанных авто, отмечают специалисты. Главный результат – это то, что вырос спрос на машины, собранные в Казахстане. Оно и понятно - при таком дешевом кредитовании купить новую Hyundai Elentra в автосалоне в полной комплектации за 3,5 млн тенге становится гораздо более привлекательно, чем приобрести на «вторичке», к примеру, Toyota Avensis с непонятной и долгой историей взаимоотношений с прежним автовладельцем. Купить машину в автосалоне становится мейнстримом казахстанских автолюбителей.
Итак, лучшее авто – это новое авто
Сегодня в автосалонах огромные очереди, телефоны накаляются от вала звонков. Граждане торопятся воспользоваться льготными автокредитами, выдаваемыми шестью коммерческими банками. «Если до объявления о запуске Программы в автоцентры Peugeot и SsangYong поступало около 40 звонков ежедневно, то уже в первые дни запуска Программы их число увеличилось до 90-100. Примерно в 3 раза повысилась посещаемость автоцентров. Только в автоцентре в Алматы каждый день оформляется около 100 заявок», — комментируют ситуацию в «AllurAuto».
По расчетам «АЗИЯ АВТО», минимальный ежемесячный платеж по займу на приобретение, к примеру, автомашины «Lada» составит 23 400 тенге. А если вы захотите взять в кредит, скажем, Hyundai Elantra, то переплата за весь срок выплаты может составить всего лишь чуть более 115 000 тенге. Это, на любой взгляд, весьма скромная сумма. Всего же по Программе предлагается 55 моделей авто таких брендов, как «Kia», «Chevrolet», «Skoda», Hyundai, «SsangYong», «Peugeot» и т. д., сборка которых осуществляется на предприятиях «СарыаркаАвтоПром», «АгромашХолдинг» и «АЗИЯ АВТО».
Куда обращаться за льготным автокредитом?
На сегодня четыре из шести банков-агентов Программы, а именно: «АТФ Банк», «ForteBank», «Народный банк» и «Банк ЦентрКредит», — продолжают принимать заявки. Так, в «Народном банке» подтвердили, что процесс консультирования и предварительного сбора заявок идет полным ходом. По состоянию на 23 апреля собрано 968 предварительных заявок на общую сумму 3 млрд тенге. Напомним, что распределение объемов льготного автокредитования выглядит следующим образом: «Народный банк Казахстана»- 4 млрд тенге, «Евразийский Банк» — 3 млрд тенге, ДБ АО «Сбербанк России», «ForteBank», «Банк Центр Кредит», «АТФ Банк» по 2 млрд тенге.
«Кредитные ресурсы на льготное автокредитование размещаются на специальных счетах банков-агентов в Национальном банке. Их списание на цели предоставления займов возможно только с согласия БРК. Мы будем внимательно мониторить за тем, чтобы займы предоставлялись в строгом соответствии с утвержденными условиями финансирования. Особенно это касается конечной ставки вознаграждения, которая не должна превышать 7,5% годовых – с учетом расходов на автострахование и оформление в залог», — подчеркнул представитель БРК.