Неудивительно, что разработка закона о лотерейном бизнесе вызвала немало споров, но к достижению изначальной задачи пока прийти не удалось: рынок продолжает жить своей автономной и бесконтрольной жизнью, не принося государству значительной пользы, а соответствующий законопроект подвергается критике экспертов с мировым опытом. Не сложно догадаться, что на международном уровне Казахстан в данной отрасли в числе аутсайдеров.
Корреспондент Азамат Нуртаев побеседовал со старшим вице-президентом и главой развития международного бизнеса корпорации GTECH Федерико Тассо, который сейчас с рабочим визитом находится в Астане. В интервью нашему изданию, специалист лотерейного рынка рассказал о проблемах казахстанской модели. Как оказалось, в нашей стране нужно начинать с фундамента, но Казахстан имеет шанс уже в ближайшие годы значительно увеличить свои позиции в мире.
Господин Тассо, расскажите, пожалуйста, про деятельность вашей компании?
Корпорация GTECH является крупнейшим оператором лотереи в мире. Наша корпорация успешно оперирует в 144 странах, покрывает 63% мирового рынка игры лотереи и имеет годовой оборот более 40 млрд. долларов. Доход самой компаний GTECH составляет порядка 4 млрд. долларов. Философией GTECH является содействие в развитии лотереи с помощью применения новейших стратегий и технологий.
Изучением Казахстанского рынка лотереи мы занимаемся на протяжении последних 5 лет и уверены в том, что рынок просто обязан идти вверх, следуя примеру ведущих европейских стран. Мы видим свою миссию на территории Казахстана - помочь правительству сформировать максимально эффективную стратегию развития и содействовать ее реализации, основываясь на своем опыте по ведению данного вида деятельности.
Какие модели управления и способы контроля лотерейного рынка существуют в мировой практике, и какие факторы определяют преимущества той или иной модели?
Всего существуют 3 основные модели. Первая - эксклюзивное лицензирование, используемое в странах, наиболее развитых с точки зрения рынка лотереи как США, Великобритания, Сингапур и Швейцария. Вторая - выдача ограниченного количества лицензий нескольким крупным операторам, например, в Испании и Греции. Третья модель – это выдача неограниченного количества лицензий, как сейчас это практикуется в Республике Казахстан, Российская Федерация и другие страны.
Мы прекрасно понимаем, что все данные формы организации рынка путем лицензирования должны обеспечивать защиту прав потребителей (контроль азартности, надежность поставщика услуг), а также осуществление контроля со стороны государства (сбор налогов, гарантия выплаты призового фонда).
Кроме того, нужно учитывать и социальную направленность данного вида деятельности. Как пример – английский Camelot Group, который софинансировал проведение Олимпиады 2012. Или пример того же «Спортлото», профинансировавшего Олимпиаду-80.
Сейчас в нашем парламенте рассматривается законопроект об отмене всех действующих лицензий, в будущем планируется определять операторов путем розыгрыша тендера. Имеются ли аналоги в мировой практике, и как Вам видится дальнейшее развитие рынка лотереи в случае принятия данного закона?
Наша аналитическая группа тщательно изучила данный вариант развития лотерейного рынка в Казахстане. Мы можем с ответственностью заявить, что на данный момент в мире на развитых и развивающихся рынках не практикуется выдачи лицензий способом, который предлагается в рассматриваемом законопроекте. Принятие данного новшества, а именно, проведения тендеров будет только тормозить естественное развитие лотереи.
В основе тендера всегда имеет место человеческий фактор. Не побоюсь этого выражения, но в воздухе веет какой-то возможной коррупционной составляющей. Надеюсь, что я ошибаюсь.
Вторым немаловажным последствием принятия данного закона является закрытие всех активных операторов лотереи. Это означает значительное сокращение рабочих мест в период экономического регресса во всем мире. Иными словами, это потеря тысяч рабочих мест для граждан вашей страны.
И третье, тендер по лотерее – это сдерживающий фактор, который не позволяет потенциальным операторам инвестировать в должной мере в инфраструктуру, как этого требует рынок.
В то время, как показывает мировая практика, привлечение зарубежного партнера в качестве операционного менеджера (не обязательно нашу корпорацию), имеющего богатый опыт модернизации рынков лотереи, значительно облегчит и ускорит темп развития данной отрасли экономики и поможет избежать фундаментальных ошибок.
И все же, какой на Ваш взгляд путь развития будет максимально эффективным в сложившейся ситуации?
Свои предложения мы уже передали в правительство Казахстана. Опираясь на многолетний опыт в данной отрасли, мы бы советовали пока сохранить действующий формат лицензирования. Выстроить план развития на примере ведущих европейских стран с дальним прицелом на эксклюзивное лицензирование. Ведь это практикуется на рынках-лидерах. Думаю, что Казахстан рано или поздно придет к этой модели. Это вопрос времени…
Федерико Тассо (Federico Tasso) старший Вице-Президент отдела Международного Развития Корпорация GTECH.
В роли Старшего Вице-Президента отдела Международного Развития Федерико Тассо ответственен за развитие корпорации на территориях стран, с большим потенциалом развития лотерейного рынка. Он руководством команда сотрудников GTECH консультируют страны из Европы, Латинской Америки и Азии.
В структуре GTECH Тассо находится с 2006 года
Имеет образование Инженера Университета Торино, Мастер в сфере Бизнеса и Администрирования Университета Бочони города Милан
GTECH итальянская корпорация, мировой лидер в области игрального бизнеса. Обладатель лицензии Национальной Лотереи Италии. Самый крупный в мире оператор лотереи и самый крупный в мире поставщик технической поддержки для лотерейной деятельности. Оперирует в 144 странах мира. Годовой оборот 68 млрд. долларов США. Покрывает 68 % мирового рынка игры в лотерею в режиме онлайн. Более 8 600 сотрудников по всему миру.