В честь 80-летия московское метро предлагает пассажирам прокатиться на ретро-поезде

Московская "подземка" сегодня отмечает юбилей - 80 лет.
И утро в метро началась с парада поездов. По кольцевой ветке в половине шестого утра прошли составы разных лет. Сегодня и завтра поезда ещё продолжат курсировать, передает Первый канал СНГ.

На самой длинной линии, Арбатско-Покровской, заработал самый настоящий музей. На станции "Партизанская" проходит выставка старых вагонов, которые специально к юбилею отреставрировали. Пассажиры смогут увидеть, как за долгие годы менялась подземка, которую называют еще и одной из самых красивых в мире.

Далеко шагать по сегодняшней Москве, не спустившись в метро, сложно. Эти два города, наземный и подземный, сосуществуют уже 80 лет, и представить один без другого невозможно. На вопрос о месте проживания москвичи автоматически называют не улицу, а станцию метро. Фраза "первый вагон из центра" - не странное словосочетание, а придуманное в народе обозначение нужного выхода, которое чаще полезнее, чем указатели. А когда важно не опоздать, это единственный маршрут, который можно просчитать до минуты. Так что все эти годы метро не только живет в ритме Москвы, но и задает его.

Сделать поезда городским транспортом мечтали еще в конце XIX века. Но строить начали только в 1931 году, когда трамваи перестали справляться с потоком пассажиров. Добровольцы практически вручную пробивали грунт, и спустя четыре года открылась первая линия - 13 станций от "Сокольников" до "Парка культуры" с ответвлением на "Смоленскую". За всю историю метро закрылось лишь однажды — 16 октября 1941 года, когда под Москвой стояли немецкие войска, и было решено уничтожить подземные тоннели, чтобы они не достались врагу. Все, что могли, отправляли в эвакуацию.

"Люди стоят, ждут электричку, вдруг навстречу идет паровоз, и у него на прицепе - вагоны метрополитена... Как рассказывают, женщины завыли в голос, потому что если уж метро рушится, значит рушится наше все", - рассказывает директор "Народного музея Московского метрополитена" Константин Черкасов.

К вечеру того же дня приказ отменили: метрополитен решено оставить и сделать бомбоубежищем. В дни войны тут родилось 217 малышей. Станции продолжали строить, часто ценой героического подвига. Солнечную мозаику "Новокузнецкой" в полутьме, холоде и голоде собирал в блокадном Ленинграде Владимир Александрович Фролов. Великий мастер ослеп, был истощен, но не бросал работу. Его внук сохранил кусочки императорской смальты, из которой пожилой мозаичист в одиночку собрал свои последние панно. Из последних сил он упаковал мозаику и отправил в Москву. И вскоре скончался, так и не узнав, что посылка дошла.

"Как-то он смог организовать упаковку в ящики этих мозаик, сумел привезти их на берег Ладожского озера. Мой дед решил, что их обязательно нужно переслать в Москву. Но он умер, так и не узнав, что посылка дошла", - рассказывает внук художника Владимир Фролов.

40-е, 50-е, 60-е… С каждым годом московское метро расширялось, и каждая станция становилась отражением своего времени. Сегодня это не просто транспорт, здесь еще регулярно проходят выставки и концерты. Бесплатный wi-fi заменил привычную книгу в руках пассажиров на планшеты и смартфоны.

История метро длиною в поезд: восемь вагонов по десять лет. В честь праздника пустили уникальный именной состав. Главный сюрприз – внутри: это первый поезд со сквозным проходом. Более вместительный — перевозит на 200 человек больше, на 20 тонн легче, а значит — быстрее. Еще он "умный": двери не зажимают людей, а кондиционеры обеззараживают воздух.

"Мне очень поезд этот нравится. Он очень объемный. Опаздываешь куда-то, ты можешь сесть в последний вагон и перейти в первый", - говорит один из пассажиров.

Впрочем, создатели новинки уже делятся планами на составы следующего поколения — они смогут ездить без машиниста. Потомственный железнодорожник Сергей Гончаров пока слабо верит такой перспективе, ведь главное в его работе - не только возить пассажиров, но и находить выход из нештатных ситуаций. Все сценарии компьютеру не пропишешь.

"Когда машинист остается один на один с составом, когда происходит поломка, или не дай бог какое-нибудь событие на линии, тогда машинист должен сам справляться, сам принимать решения. Это для тех людей, у кого метро является любовью, частью жизни — это навсегда", - говорит он.

И хотя московское метро не является самым протяженным в мире, по объему перевозок мы первые — это девять миллионов человек каждый день, целая Венгрия или Швеция. До конца года откроется восемь новых станций, еще 70 - в генплане. Из одной короткой линии метрополитен превратился в крупнейшую сеть, которая планирует следующий юбилей отпраздновать второй кольцевой линией. Миллионы людей сэкономят драгоценные минуты под землей, которые на земле складываются в недели. Уже подсчитано, в среднем каждый пассажир московского метро проводит в подземной дороге месяц в году.

Муниса Усманова

Следите за новостями zakon.kz в: