Усиление борьбы с коррупцией выведет Казахстан на качественно новый уровень

Принятые программы направлены на снижение уровня коррупции посредством повышения эффективности координации деятельности госорганов.
В большинстве стран мира коррупция является серьезным вызовом стабильности и безопасности общества. Подрывая демократические институты и ценности, коррупция как социальное явление наносит значительный ущерб устойчивому развитию государства и правопорядку, пишет газета "Литер".

На сегодня в Казахстане, как и в любой другой стране мира, коррупцию можно разделить по типам взаимодействия. Так называемая низовая коррупция наиболее распространена на среднем и низшем уровнях органов власти. Связана она в основном с постоянными контактами чиновников с населением (штрафы и разрешения, лицензии и др.).

Чиновники высшего ранга, управленцы, чья деятельность сопряжена с принятием решения, включая лоббирование интересов, принятие положительного решения по государственным заказам и т.д., уже составляют высший уровень.

Также коррупцию можно разделить по способу взаимодействия субъектов. Не стоит думать, что коррупция возникает только в связке чиновник-население. В последнее время стало более распространенным такое противоправное явление, как дача взятки вышестоящему чиновнику от нижестоящих коллег.

Следующий тип коррупции связан с видами получения выгоды (получение прибыли или уменьшение расходов); по направленности (внутренняя и внешняя).

База уже есть
В Казахстане существует закон от 2 июля 1998 года «О борьбе с коррупцией». Параллельно с ним действуют различные программы по борьбе с коррупцией, в том числе «Государственная программа борьбы с коррупцией на 2006–2010 годы», отраслевая Программа по противодействию коррупции на 2011–2015 годы.

Принятые программы направлены на снижение уровня коррупции посредством повышения эффективности координации деятельности государственных органов и институтов гражданского общества. Среди задач программ основными являются, во-первых, обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан и общества от коррупции, во-вторых, совершенствование национального законодательства по вопросам противодействия коррупции, включая такие аспекты, как предупреждение, выявление и пресечение коррупционных правонарушений. Не последнее место занимает и решение вопросов по снижению уровня теневой экономики.

Также программы предусматривают оптимизацию форм, методов и средств противодействия коррупции, взаимодействие со структурами гражданского общества. Не обошлось и без международного сотрудничества. Так, реализуемые программы направлены на расширение и углубление международного сотрудничества Казахстана с другими странами и международными организациями в сфере борьбы с коррупцией.

Что касается нормативной сферы, то в Уголовном кодексе Республики Казахстан от 16 июня 1997 года предусмотрена целая глава, посвященная коррупционным и иным должностным преступлениям. Надо отметить, что за период реализации последней программы по противодействию коррупции на 2011–2015 годы были разработаны и приняты поправки в Уголовный кодекс Республики Казахстан, закон Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» и другие законодательные акты в части их совершенствования.
Работа над ошибками

Целевым индикатором последней реализуемой отраслевой Программы по противодействию коррупции на 2011–2015 годы стало принятие обязательства, что к 2015 году Казахстан займет не ниже 90-го места среди 180 стран в рейтинге Transparency International по индексу восприятия коррупции.

Однако в отчете международной организации Transparency International за 2014 год Казахстан в рейтинге восприятия коррупции поднялся со 140-го на 126-е место среди 175 стран. В опубликованном документе снижение уровня коррупции связывают с реформированием законодательства в Казахстане. Однако в отчете отмечают слабое применение закона, особенно в судебной системе.
Кроме этого, не были решены и другие задачи программы. Об этом уже заявила на заседании Республиканского общественного совета по противодействию коррупции при партии «Нұр Отан» заместитель министра национальной экономики Мадина Абылкасымова. «В рамках первой задачи по расширению международного сотрудничества и совершенствования национального законодательства было предусмотрено два показателя – по ратификации конвенции, об уголовной ответственности за коррупцию и о гражданско-правовой ответственности за коррупцию к 2016 году, – отметила замминистра национальной экономики. – А также вступление Казахстана к 2015 году в группу стран по борьбе с коррупцией (ГРЕКО). Эти показатели в настоящее время не достигнуты и интегрированы мероприятия в антикоррупционную стратегию до 2020 года со сроком реализации до 2020 года».

Мадина Абылкасымова также отметила, что показатель по уровню теневой экономики не был достигнут в связи с тем, что применяемая методика не была приведена в соответствие с международной методологией. И если раньше уровень теневой экономики Казахстана был 19,3 процента, то теперь, в связи с новой методологией, он вырос до 28,6 процента. Таким образом, были определены ответственные за недостижение заявленных в программе индикаторов. Это подтвердила и сама замминистра, заявив, что полную ответственность за реализацию программы, ее мониторинг и оценку несет Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции. Надо отметить, что отечественное Министерство экономики не только подготовило заключение по итогам реализации отраслевой Программы по противодействию коррупции на 2011–2015 годы, но и представили рекомендации по государственным и местным исполнительным органам.

В мире
Коррупция сегодня отмечается во многих странах мира, руководство которых предпринимает комплекс мер по борьбе с этим социальным явлением. Осознав масштабы коррупции, Брюссель 27 января 1999 года принял Конвенцию совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию».

В ноябре 2014 года на очередной встрече G20 страны-участницы утвердили план антикоррупционных действий на 2015–2016 годы. В приоритетах значится предотвращение неправомерного использования юридических лиц и образований (прозрачность бенефициарных владельцев) и борьба с взяточничеством. На встрече был определен ряд секторов экономики, которые особенно подвержены коррупционным рискам и угрозам, в их числе оказались таможня, рыболовство, строительный сектор.

Борьба со взяточничеством остается важным приоритетом в повестке G20 в том числе и потому, что помогает создать равные условия для ведения бизнеса и обеспечивает частному сектору уверенность, необходимую для инвестирования в инфраструктурные и другие сектора и проекты, обеспечивающие рост.

В рамках ООН создано Управление ООН по наркотиками и преступности (УНП ООН, англ. UNODC от United Nations Office on Drugs and Crime) – подразделение ООН, занимающееся борьбой с незаконным оборотом наркотиков, оружия, организованной преступностью, торговлей людьми и международным терроризмом. Одной из основных сфер деятельности является борьба с коррупцией. Так, UNODC сотрудничает с общественными организациями, гражданским обществом и госструктурами, чтобы ослабить влияние коррумпированных лиц на правительство, национальные границы и торговые каналы.

Международный опыт
Наиболее эффективной системой борьбы является Сингапурская стратегия борьбы с коррупцией, которая отличается строгостью и последовательностью. В основе ее лежит «логика в контроле за коррупцией». Другими словами, речь идет о том, что попытки искоренить коррупцию должны основываться на стремлении минимизировать или исключить условия, создающие как стимул, так и возможность склонения личности к совершению коррумпированных действий.

Напомним, что при обретении суверенитета в 1965 году в Сингапуре был довольно высокий уровень коррупции. Для повышения эффективности борьбы была создана стратегия, построенная на ряде вертикальных мер: регламентации действий чиновников, упрощении бюрократических процедур, строгом надзоре над соблюдением высоких этических стандартов.

При этом центральное место предназначено для Бюро по расследованию случаев коррупции, в которое граждане могут обращаться с жалобами на госслужащих и требовать возмещения убытков. Параллельно с этим было ужесточено законодательство, повышена независимость судебной системы (с высокой зарплатой и привилегированным статусом судей), введены экономические санкции за дачу взятки или отказ от участия в антикоррупционных расследованиях, а также предприняты жёсткие акции вплоть до поголовного увольнения сотрудников таможни и других госслужб. Административные меры сочетались с повышением зарплат чиновников и подготовкой квалифицированных административных кадров.

В последнем рейтинге по коррупции 2014 года Сингапур занимает почетное 7-е место, став примером для подражания для многих стран.

Другой моделью, достойной для изучения, является Шведская стратегия борьбы с коррупцией. В прошлогоднем рейтинге Швеция заняла 4-е место.
Для того чтобы добиться таких впечатляющих результатов, с середины XIX века в Швеции был разработан и стал применяться комплекс мер, направленных на борьбу с так называемым меркантилизмом. Основу стратегии составило перенесение акцента. Так, государственное регулирование было направлено в большей степени на домашние хозяйства, чем на юридические компании и фирмы.

Одно из ведущих мест в шведской модели борьбы с коррупцией заняло введение стимулов (посредством налогов, льгот и субсидий), нежели запретов и разрешений. Большая работа была проведена в направлении транспарентности деятельности госструктур. Так, для общественности был открыт доступ к внутренним государственным документам и создана независимая и эффективная система правосудия.

На законодательном уровне были введены высокие этические стандарты для госслужащих всех категорий. Уже через несколько лет такое забытое моральное качество, как честность, стало нормой среди чиновников. Надо отдать должное, что параллельно с этим высокопоставленным чиновникам были повышены зарплаты, которые в начале реформ превышали заработки служащих в 10–12 раз, однако впоследствии эта разница снизилась до двукратной. На сегодняшний день Швеция по-прежнему имеет один из самых низких уровней коррупции в мире.

Кстати
По оценке Всемирного банка суммарный объем взяток в мире составляет около 1 трлн долларов в год.

Справка
Группа государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) (англ. Group of States Against Corruption, GRECO) – международная организация, созданная Советом Европы в 1999 году. Основной целью организации является помощь странам-участницам в борьбе с коррупцией. Группа состоит из 49 государств. Членство в ГРЕКО не ограничивается Европой, однако в настоящее время единственным не европейским государством в составе группы являются США.

Между тем
В 2014 году был привлечен к ответственности ряд отечественных топ-менеджеров, среди них: экс-председатель Агентства по регулированию естественных монополий Мурат Оспанов (по подозрению в получении взятки в размере 300 тысяч долларов), бывший глава национальной компании «Қазақстан ғарыш сапары» Габдуллатиф Мырзакулов (осужден на 12 лет тюрьмы по обвинению в получении взятки в размере 272 тысяч долларов и более 75 миллионов тенге), заместитель министра обороны генерал Багдат Майкеев (осужден на шесть лет тюрьмы по обвинению в получении взятки в размере около 1 миллиона 500 тысяч долларов), экс вице-министр сельского хозяйства Муслим Умирьяев (осужден на 10 лет тюремного заключения по обвинению в получении крупной взятки от предпринимателя).
Следите за новостями zakon.kz в: