Как тушат пожары в горящих поездах

В Алматы прошло Тактико-специальное учение, в котором приняли участие более 80 человек.
Темой учения стала отработка основ организации тушения и расследования пожаров горючих грузов. А также отработка практических навыков руководящего состава аварийно-спасательных служб ДЧС Алматы на железно-дорожных предприятиях, передает Zakon.kz.

На учениях была привлечена противопожарная служба ДЧС Алматы, пожарный поезд станции Алматы 1, Линейное управление внутренних дел станции Алматы 1, работники негосударственной противопожарной службы на станции Алматы 1 и др.

Пожары на железнодорожных объектах, вагонах, локомотивах и т.д. можно отнести к особой, опасной, категории. Для ж/д транспорта опасность, связанная с пожарами, заключается в следующих обстоятельствах:

- на железнодорожных объектах сосредоточено большое количество пожаро- и взрывоопасных веществ и материалов, чье воздействие в случае аварии или пожара наносит косвенный ущерб, превышающий убытки самого пожара
- пожары могут возникать не только в зданиях, но и в движущихся поездах, находящихся как на станции , так и на перегонах, для тушения которых использование пожарного автомобильного транспорта не всегда возможно
- по сети железных дорог перевозятся разнообразные грузы, которые могут самовозгораться при нарушении нормативного давления или температурного режима, что нарушает работу дороги, например, взрыв одной цистерны полностью парализует транспортный конвейер станции.

Самая большая опасность возникает, когда горит емкость с горючими жидкостями, бензином, и особо опасная категория - резервуары с сжиженным газом.

Как отметил Александр Рау, майор противопожарной службы ГУ «СП и АСР Алматы», основными причинами пожаров на ж/д транспорте являются: неосторожное обращение с огнем, искры в печах, котлах отопления пассажирских вагонов, а также технические неисправности. На эту группу причин приходится более 60% всего количества пожаров на ж/д транспорте. Около 10% приходится на нарушение государственных стандартов и правил погрузки, вызывающих самовозгорание. Далее по степени убывания идет неисправность проводки, недосмотр за приборами отопления и их неисправность, аварии, крушения и проч.

Не случайно местом проведения учений было выбрано алматинское отделение железной дороги - здесь проходит большое количество грузов с пожароопасными свойствами. И если пожар возникает на подъездных путях и перегонах, вся тяжесть тушения ложится на силы алматинского гарнизона ДЧС. Несмотря на наличие на станции негосударственной противопожарной службы, пожарного поезда, при возникновении пожара на ж/д объектах всегда звонят в противопожарную службу города, машины которой первыми прибывают на место ЧП.

Итак, по легенде учения, 5 июня 2015 года при осмотре на 21-м пути грузового состава в вагоне с грузом хлопковое волокно было обнаружено задымление.




Об этом было передано начальнику караула военизированной железно-дорожной охраны. Первым делом производится отцепление вагона от общего состава, с целью предотвращения распространения огня.



Дальше сообщение о случившемся передается службам и формированиям станции Алматы 1, дежурной службе Службы пожаротушения и аварийно спасательных работ ДЧС города, Линейному отделу внутренних дел станции. По приказу на место отправляется пожарный поезд с личным составом из числа 10 человек.




Станционной пожарной службой производится разведка пожара, о которой докладывается руководителю тушения пожара. Прокладываются линии для обеспечения связи, потому как по технике безопасности электричество на месте ЧП отключается. 


К месту пожара прибывают машины пожарного подразделения Алатауского района Алматы, также прибывают машины ПЧ4 Жетысуского района.



От пожарного поезда подается ствол для тушения пожара.


Также для охлаждения вагона подается ствол от пожарной машины.



Осуществляется локализация и тушение возгорания.

Далее открывают боковые двери вагона. Для выброски груза привлекаются 15 человек из числа добровольного пожарного формирования при станции Алматы 1. После производится разведка и проливка вагона и извлеченного груза.


При выяснении причин пожара оказалось, что груз - волокно хлопковое, был погружен с нарушением требований Правил перевозок опасных грузов, также вагон не был подготовлен в противопожарном отношении, не имеет соответствующей противопожарной внутренней обработки, тюки с волокном были обтянуты 4-х миллиметровой струной, не обработанной, в четырех местах. Концы проволоки закручены механическим способом, что в процессе движения и влияния высокой температуры могло привести к нагреву и появлению искр. Пути в результате ЧП повреждены не были.


Перед учениями по инициативе Негосударственной противопожарной службы РК был проведен семинар-совещание с участием руководителей отрядов противпожарных служб отделений железных дорог со всех областей страны. Были подведены итоги весенней пожарно-технической комиссии. Проверки соблюдения противопожарной безопасности на ж/д обектах страны проводятся два раза в год - осенью и весной.

Как рассказал в интервью корреспонденту Zakon.kz начальник Управления восстановительных работ Департамента анализа и безопасности движения восстановительных и пожарных работ Дилимбетов Бахытжан:

- По сравнению с прошлым годом за 1-й квартал 2015 года наблюдается снижение пожаров (прим.: на ж/д объектах) - 14 против 33. Сюда включены и помощь при тушении пожаров на прилегающих к ж/д путям населенным пунктам и станциям. С одной стороны здесь играет роль объективная причина - погодные условия. С другой стороны - это результат профилактической работы.

Также, по мнению г-на Дилимбетова, по сравнению с предприятиями других отраслей по противопожарному состоянию ж/д объектов работа проводится на надлежащем уровне.

А это очень важно, потому что материальные потери и ущерб при пожарах на ж/д транспорте колоссальные. Например, в марте этого года горел электровоз в Павлодарской области. Ущерб составил более 3,5 млн тенге, и это только часть секции горела. При остаточной стоимости более 6 млн. Если бы не оперативные действия пожарной службы, ущерб был бы гораздо больше.

Актау Актобе Алматы Жетысуский район Кызылорда Нур-Султан Павлодарская область Семей
Следите за новостями zakon.kz в: