Алина Веденина с недавних пор боится заходить в общественный транспорт. Последние несколько недель она с трудом передвигается и даже вынуждена носить на шее специальный поддерживающий корсет.
Женщина получила растяжение шеи со смещением позвонков во время поездки на автобусе. На оживленном перекрестке "Daewoo" семейского производства резко затормозил, и Алина не смогла удержаться на ногах. Она пролетела через весь салон и сильно ударилась головой при падении, передает корреспондент YK-news.kz.
Врачи пока не берутся делать прогнозы о здоровье горожанки. Сама женщина требует не компенсации ущерба, а тотальной проверки общественного транспорта Усть-Каменогорска.
Примечательно, что не только пострадавшая считает, что на отечественных автобусах ездить опасно для жизни. Ее мнение разделяют профессиональные водители и даже владельцы автопарков. Между тем именно такие машины в областной администрации собираются приобрести для будущего муниципального автопарка.
Остановка без требования
Утром 14 мая Алина Веденина, работающая бухгалтером в одной из фирм, как обычно, села в автобус № 67, чтобы добраться до офиса в районе остановки "Казахстан". В салоне было совсем немного людей. Пассажирка у самого перекрестка проспекта Независимости и улицы Белинского встала с места и подошла к двери автобуса, приготовившись выходить.
- Я держалась за поручень у задней двери, - вспоминает женщина. - Водитель вдруг прибавил скорость, возможно, чтобы успеть проскочить светофор. Потом мне рассказали, что в этот момент на дорогу выбежал какой-то пешеход. Водитель резко затормозил. И хоть я и держалась изо всех сил, меня отбросило в сторону. Я пролетела через весь автобус!
Алина ударилась головой о перегородку, отделяющую кабину от пассажирских мест.
- Почувствовала, что у меня что-то хрустнуло в шее, и больше не смогла двигать головой, - рассказывает пострадавшая. - Ничего страшнее я в жизни не испытывала. Я закричала: "Шея! Шея!" Пассажиры так растерялись, что вызвали "скорую", только когда я сама их попросила. Я так и лежала на полу автобуса, пока не приехали медики. Все вокруг думали, что я шею сломала, вот и не стали меня трогать.
К счастью, доктора сразу отмели версию с переломом. Обследование показало, что у Алины сильное растяжение шейного отдела позвоночника и мышц шеи. Травмы еще долго не позволят ей жить привычной жизнью.
- Теперь я мучаюсь от головных болей, - делится женщина. - Врачи говорят, что это из-за полученной гематомы. Корсет придется носить несколько недель, а может быть, и месяцев. При этом я постоянно на лекарствах и физиотерапии.
Полицейские наказали мужчину, сидевшего за рулем автобуса, в котором ехала Алина Веденина в то злополучное утро.
- Мы привлекли водителя за нарушение, - пояснил пресс-секретарь ДВД ВКО Бакытжан Торгаев. - Он резко затормозил, потому что пешеход пошел на красный свет. Однако водитель общественного транспорта обязан обеспечить скорость движения, безопасную для пассажиров. Его оштрафовали на пять МРП (около десяти тысяч тенге - прим. автора).
В ДВД добавили, что искать пешехода, ставшего по сути причиной ДТП, не намерены. Стражи порядка лишь порекомендовали пострадавшей обратиться в частном порядке в суд или в страховую компанию для возмещения ущерба.
В страховой компании, у которой заключен договор с ТОО "Vosca", подтвердили, что Алина Веденина может рассчитывать на определенную выплату.
- Этот случай относится к страховым, - пояснил директор Восточно-Казахстанского филиала СК "Цесна Гарант" Болат Акшиков. - Страховка покроет ущерб, если он нанесен по вине водителя автобуса, исходя из расчета по одному МРП за каждый день больничного. Вообще выплаты по ответственности перевозчиков перед пассажирами у нас бывают достаточно редко, всего несколько раз в год. Видимо, люди обращаются, только когда получают серьезные травмы. Например, в апреле подавала заявление другая пассажирка ТОО "Vosca". Автобус, в котором она ехала, также резко затормозил, и женщина сломала руку.
Эх, прокачусь!
Алина Веденина твердо намерена добиваться справедливости не только для себя, но и для всех пассажиров автобусных маршрутов Усть-Каменогорска.
- Я читала в интернете, что люди неоднократно обращались к перевозчику, жаловались на то, как ездят эти семейские "Daewoo", - говорит собеседница YK-news.kz. - Я просто с содроганием думаю о том, что мне снова придется сесть в такой же автобус. Ведь я уже второй раз попадаю в такую ситуацию: только полтора месяца назад после поездки в таком же 67-м мне пришлось вправлять шею у врача. Повезло, что в прошлый раз я смогла удержаться за поручень. Но ведь в этих автобусах вообще невозможно ездить. Даже на минимальной скорости их очень сильно "заносит" при торможении.
Примечательно, что шофер, управлявший автобусом, в котором ехала Алина, водит общественный транспорт уже 30 лет.
- Со мной такое случилось впервые за все время работы, - рассказывает водитель ТОО "Vosca" Юрий Касьянов. - К тому перекрестку я ехал практически накатом, потому что рядом остановка. Но когда на дорогу выскочил парень в наушниках, у меня не было выбора, я сразу дал по тормозам.
По словам профессионального водителя, автобусы отечественного производства не выдерживают никакого сравнения даже с бывшими в употреблении европейскими.
- Эти "Daewoo" вообще не предназначены для перевозки пассажиров, - считает Юрий Алексеевич. - Сиденья в нем стоят в один ряд. И тормозная система такая, что если нажал на педаль, то машина сразу колом становится. Когда уже привыкаешь к этому автобусу, потихоньку стараешься остановиться. А тут экстренная ситуация была. Хорошо, в тот момент в салоне народу было немного и стояла только Алина Анатольевна.
Проблем с автобусами марки "Daewoo", которых только в этом автопарке 50, на предприятии не отрицают.
- Мы, конечно, знаем, что есть неудобства, - подтверждает директор ТОО "Vosca" Канат Калелов. - Но что мы можем сделать, если техника соответствует заводскому регламенту, которым руководствуются в Семее? Дело в том, что это отечественный производитель. К тому же у нас просто нет выбора. Автобус из Финляндии, например, стоит в три раза дороже. Но сравнивать отечественный "Daewoo" и европейский транспорт нельзя. Финские или шведские автобусы намного превосходят наши по качеству. Поэтому и цена у них такая. Если на этот "Daewoo" установить то же оборудование, то и стоимость возрастет соответственно. Это как "запорожец" и "мерседес". Но ведь люди разбиваются и на тех, и на других.
В автопарке добавили, что водить и без того сложную технику в областном центре практически некому.
- У нас очень большая текучка: в среднем в день устраиваются на работу четыре человека, другие четыре – увольняются, - комментирует Канат Маулканович. - Вот и получается, что водители не успевают обучаться. И это, конечно, сказывается на их мастерстве и комфорте пассажиров.
Заводской механизм
В администрации ТОО "Daewoo Bus Kazakhstan", где производят автобусы, утверждают, что о проблемах с безопасностью и комфортом пассажиров даже не слышали.
- Никто никогда не жаловался на тормозную систему наших машин, - заявил заместитель генерального директора ТОО Марат Макишев. - В Алматы ходят 500 автобусов, и при такой плотности движения не было ни одной жалобы на то, что ДТП произошло из-за технического состояния автобуса.
По словам руководителей завода, автобусы местного производства не только не уступают европейским аналогам, но даже превосходят их по качеству.
- В 90-х годах требования к тормозным системам были не столь жесткие, как сейчас, - поясняет Марат Казакбаевич. - Поэтому нельзя сравнивать бывшие в употреблении автобусы, привезенные из Европы, и современные. Наши машины по безопасности на порядок выше. Что касается тормозной системы, то она полностью отвечает всем нормативам, мы готовы в любой момент предоставить подтверждающие сертификаты. К тому же все автобусы проходят испытания.
Пока пассажиры негодуют, а перевозчики сомневаются, областные власти планируют приобрести еще не один десяток семейских "Daewoo". По предварительным данным, в Семее и Усть-Каменогорске появятся муниципальные автопарки по сто автобусов в каждом.
- По запросу акимата мы порекомендовали автобус, который удовлетворял бы городским условиям, - рассказал господин Макишев. - Это современные, и я бы не сказал, что низкопробные, автобусы. Мы уже передали компании "Vosca" для испытаний три таких автобуса. Они большие, длинные, на пневматическом ходу. Эта марка транспорта шире, более мягкая в ходу, имеет всего две невысокие ступеньки.
Руководство автомобилестроительного завода не признает изъянов в своей продукции.
- Дело не в том, что завод выпускает плохие машины, - резюмировал Марат Макишев. - Дело в том, что у перевозчиков не хватает денег на хорошие.
Пока материал готовился к публикации, врачи сообщили Алине Ведениной, что ей требуется операция по замене нескольких шейных позвонков имплантами. Иначе женщине грозит паралич.
Несмотря ни на что Алина не теряет надежды добиться полной проверки общественного транспорта. С соответствующими жалобами женщина планирует обратиться к республиканским властям.
Зарина Жумагалиева
Фото: Виктор Абакумов