Вывести санэпидслужбу из министерства национальной экономики предлагают депутаты

По мнению мажилисменов, санэпидслужба должна быть самостоятельным государственным органом.
На состоявшемся сегодня пленарном заседании депутат Мажилиса К.Каракен обратилась с депутатским запросом  к Премьер-Министру К.Масимову, сообщает пресс-служба мажилиса парламента РК.

Основной задачей санитарно-эпидемиологической службы является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и выработка идеологии и стратегии по вопросам охраны жизни и здоровья населения, в профилактике заболеваний и оздоровления среды обитания человека, как неотъемлемой части общественного здравоохранения.

Место санэпидслужбы законодательно закреплено в системе здравоохранения с широкими функциями и полномочиями, такими как: наблюдение, оценка, установление причинно-следственных связей, прогнозирование состояния здоровья населения в связи с состоянием среды обитания человека.

Данная деятельность осуществлялась в неразрывной связи с процессом организации и оказания медицинской помощи в медицинских организациях - от проведения мер индивидуальной и первичной профилактики, направленной на предупреждение развития заболеваний и до решения вопросов общественной профилактики.

В соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» государство гарантирует право гражданам страны проведение мероприятий по профилактике заболеваний, формированию здорового образа жизни и здорового питания, санитарно-эпидемиологическое, экологическое благополучие и радиационную безопасность.

В нем предусмотрено, что первичная профилактика заболеваний (массовая и индивидуальная) направлена на создание благоприятных условий жизнедеятельности в целях предупреждения возникновения заболеваний.

Таким образом, деятельность органов и организаций Госсанэпиднадзора с учетом функций и задач службы, до выхода из состава Министерства здравоохранения играла ключевую роль в выполнении основных оперативных направлений общественного здравоохранения.

В 2013 году Президентом страны была одобрена инициатива Правительства Республики Казахстан по созданию Агентства потребительского надзора и защиты прав потребителей - государственного органа ответственного за качество и безопасность товаров и пищевой продукции.

Названное   Агентство   предполагалось   образовать   на  базе  Комитета санитарно-эпидемиологического     надзора     Министерства     здравоохранения     с    передачей    ему   соответствующих    функций    и   штатной численности      Комитета      технического      регулирования      и      метрологии Министерства индустрии  и новых технологий, Комитета ветеринарного контроля Министерства сельского хозяйства, Комитета торговли Министерства   экономики и бюджетного планирования и Агентства по  защите  конкуренции  в  пределах  имеющейся      штатной численности и без привлечения дополнительных бюджетных средств.     
  
Однако на деле, новому Агентству и далее Комитету по защите прав потребителей Министерства национальной экономики (далее-КЗПП МНЭ) целиком была передана только санитарно- эпидемиологическая служба Министерства здравоохранения со штатной численностью 14 559 чел. (из них 52 ед. из центрального аппарата, 4158 ед.территориальных департаментов госсанэпиднадзора, 328 ед. управлений госсанэпиднадзора на транспорте и 10021 ед. подведомственных организаций).

В ходе реорганизации был кардинально изменен первоначальный принцип формирования нового государственного органа. Ряд предполагаемых к передаче функций министерств сельского хозяйства, индустрии и торговли остались у данных министерств, и выполняются теперь КЗПП МНЭ за счет штатной численности санитарно-эпидемиологической службы в ущерб самой службе и в целом охране здоровья населения. Сегодня можно утверждать, что служба по охране здоровья находится в ведении Министерства национальной экономики.
На местах проведена смена руководителей территориальных департаментов КЗПП МНЭ (главных санитарных врачей областей). В результате в семи регионах департаменты возглавили специалисты, не имеющие медицинского образования санитарно-эпидемилеогического профиля, далекие от проблем охраны здоровья, что привело к оттоку квалифицированных кадров из системы.

До реорганизации вся деятельность санэпидслужбы была ориентирована на тесную взаимосвязь с общей лечебной сетью, интегрирована и неразрывна со службой первичной медико-санитарной помощи. Эта взаимосвязь была нарушена полностью в связи с выведением санэпидслужбы из системы здравоохранения. Она полностью утратила функции по охране жизни и здоровья населения, участия в формировании здорового образа жизни, перейдя преимущественно к реализации контрольно-надзорных функций и констатации состоявшихся санитарно-эпидемиологических осложнений.
К такому выводу пришли и привлеченные к исследованию данного вопроса эксперты Всемирной организации здравоохранения и Всемирного банка.

Нарушилась   преемственность,   координация  практической  работы по профилактике инфекционных заболеваний  и проведению противоэпидемических  мероприятий,  вырос  документооборот,  и усилились бюрократические проволочки. В случае  регистрации   вспышечных  заболеваний, сохранения риска эпидемиологического неблагополучия (лихорадка Эбола, птичий грипп, коронавирус и др.) и наличия природных очаговых заболеваний на половине территории республики {чума, геморрагические лихорадки,   сибирская язва,   туляремия  и  т.д.)  это  может повлиять на оперативность и результаты проведения соответствующей работы, создать реальную угрозу национальной безопасности.

Приобретают четкие очертания коммерциализации службы. Практически перестали развиваться приоритетные направления общественного здравоохранения, как гигиена детей и подростков, радиационная, коммунальная, дезинфекция и устойчивость микроорганизмов, профилактика внутрибольничных инфекций.

Опыт соседних стран, децентрализовавших службу с передачей в другие ведомства и частный сектор,  наглядно продемонстрировал несостоятельность и непредсказуемость данной ошибки, как например, во время случая возникновения чумы в августе 2013 года в Кыргызстане. И только помощь казахстанских специалистов, работавших непосредственно в очаге инфекции позволили избежать распространения заболевания.

Отрицательные последствия этой реорганизации уже начали ощущаться в нашей республике в виде вспышки кори, возникновения случаев побочных действий вакцинации, трудностей в организации в целом профилактической работы по борьбе с имеющимися, а также новыми видами инфекций (например, лихорадка Эбола).

В этой связи, основываясь на международном опыте по реализации Стратегии ВОЗ «Здоровье-2020» необходимо усилить службу с расширением ее функций.
Санитарно-эпидемиологическая служба должна стать главным организатором санитарно-эпидемиологических мероприятий и интегрироваться в систему ПМСП по вопросам профилактики и формирования здоровья.

Для чего, считаем целесообразным вывести санэпидслужбу из Министерства национальной экономики в самостоятельный государственный орган с лабораторными подразделениями и научными центрами, научными исследовательскими институтами, противочумными станциями.

Часть неприсущих для службы функций в части защиты прав потребителей считаем возможным, оставить в системе МНЭ.
Просим Вас рассмотреть данный запрос и дать ответ в соответствии со статьей 27 Конституционного закона Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов».

Депутатский запрос подписали также М.Айсина, М.Ахмадиев, Ж.Алиев, А.Бимендина, К.Бурханов, Н.Петухова, Б.Смагул, С.Ферхо, И.Аронова, Ж.Ахметбеков, М.Бегентаев, В.Бишимбаев, Г.Исимбаева, А.Нуркина, Г.Сейтмаганбетова, А.Смайыл.

Следите за новостями zakon.kz в: