550 последователей радикальных течений в РК вернули в лоно традиционного ислама

Это показатель прошлого года по результатам работы информационно-пропагандистской группы Духовного управления мусульман Казахстана. 
Об этом  "Литеру" рассказал председатель ДУМК, Верховный муфтий Ержан хаджи Малгажыулы. Служители мечети сейчас стараются своевременно предупредить переход мусульман к деструктивной деятельности и ведут активную работу по противостоянию радикальным идеям. Более подробно о проводимой работе и жизни мусульман Казахстана Верховный муфтий рассказал в интервью нашему изданию.

– Как противостоят служители мечети носителям и распространителям радикальных идей, что делается для того, чтобы вернуть молодых людей к традиционным канонам ислама, чтобы оградить их от влияния радикальных и экстремистских течений?
– С именем Аллаха милостивого и милосердного! Хвала Всевышнему Аллаху за наш сегодняшний день!
Прежде чем начать говорить о радикальных идеях и их носителях, хотелось бы напомнить, каким образом возникла данная проблема. Репрессивная и атеистическая политика в отношении религии привела к ослаблению позиций традиционного ислама. На момент обретения независимости Казахстана возникла критическая ситуация, связанная с нехваткой квалифицированных кадров среди духовенства (имамов, ученых-богословов, учителей). Также повсеместно сложилась неосведомленность многих простых мусульман об исламе в целом.
Сложившейся обстановкой не преминули воспользоваться лица, преследующие отнюдь не благие цели. Порой под видом учения об истинном или чистом исламе пропагандировались в том или ином виде призывы о смене власти, о присоединении к так называемому исламскому халифату, к развязыванию иных активных действий. 
Стоит признать, что на начальном этапе имамы, столкнувшись с проявлениями радикальных идей, несколько растерялись. Не всегда могли дать аргументированный ответ оппонентам.
В настоящее время мы полностью выстроились и уверены, что благодаря религиозной компетентности наших имамов удастся своевременно предупредить переход мусульман к деструктивной деятельности.
Более того, согласно принятой концепции развития ДУМК приоритетной целью нашей деятельности является возвращение «заблудших» братьев на путь истины. Таким образом, мы нацелены на профилактику проявлений религиозного экстремизма в нашем обществе. 
Решение этой задачи, на наш взгляд, заключается в повседневной образовательно-пропагандистской работе с мусульманами Казахстана по разъяснению содержания и сущности духовно-нравственных ценностей традиционного ислама, а также демонстрации негативных и опасных сторон идеологии экстремизма, радикальных течений, которые словно ядом отравляют по капле умы молодого поколения страны.
Сегодня республиканская информационная группа, состоящая из 30 ведущих исламоведов, провела 1 339 мероприятий по всей стране, которые охватили более 200 тыс. человек. Также развернута работа во всех областях 68 региональных информационных групп, в составе которых – почти 300 высококвалифицированных специа-листов. Повысить религиозную грамотность и получить базовые знания по основам религии на специальных курсах смогли 22 592 человека.
В прошлом году в результате активной работы информационно-пропагандистской группы 550 человек по всему Казахстану, которые были приверженцами радикальных течений, были обращены в традиционный ислам. С ними была проведена разъяснительная работа. Им было уделено особое внимание и организованы различные интервью. Люди по причине религиозной неграмотности попадают в сети нетрадиционных организаций. Нашими имамами были даны ответы на многие вопросы, которые волновали людей, попавших в ряды нетрадиционных течений. Благодаря этому они признали традиционность нашей религии и вернулись в нашу среду. 

– Почему в стране стали появляться приверженцы нетрадиционных для Казахстана религиозных течений?
– Действительно, в свое время руководители радикальных течений активно воспользовались наивностью, неопытностью и неграмотностью нашей молодежи. На сегодняшний день религиозная ситуация стабилизирована. Как говорит за себя само название «течение», оно подобно быстротечной волне протекло. Если оглянуться в историю ислама, было множество течений, но со временем они исчезли. Потому что ложная и слепая вера не может долго продержаться. Знание, основанное не на истинной вере, не может продлиться долго. Об этом свидетельствует история. 
Сейчас новая эпоха. Религиозная грамотность нашего населения возрастает с каждым днем. И наши имамы совершенствуют свои знания с учетом современных требований. Поэтому я глубоко убежден, что данные проблемы найдут своевременное решение. Самое главное – мы все должны объеиниться во имя этой общей цели и должны проявлять стойкость духа.

– Готовят ли имамов-ораторов, способных проповедовать на русском языке и вести дискуссию с представителями нетрадиционных течений?
– Салафизм и иные нетрадиционные течения более распространены в русскоязычной аудитории. Поэтому одним из факторов, затруднивших сдерживание указанных течений, явилось отсутствие русскоязычных имамов. 
В этой связи при Духовном управлении были созданы две русскоязычные группы из числа опытных имамов, теологов-ученых. Во время отбора были учтены следующие требования: свободное владение русским языком, глубокое религиозное знание, освое-ние культуры общения с людьми, коммуникативные способности, обладание ораторским искусством, знание психологии. 
Кроме того, в наших медресе открыты специальные группы с обучением на русском языке. В мечетях организуются курсы для русскоязычных мусульман. В интернет-пространстве ведется работа по увеличению русскоязычного контента.

– Участвует ли ДУМК в профилактике выезда казахстанцев в горячие точки? 
– Духовное управление мусульман Казахстана придерживается принципов светского государства и не вмешивается в работу государственных органов, особенно в области охраны правопорядка. Но вместе с тем, являясь активным членом общества, беспокоящимся о благополучии и безопасности страны, мы не можем оставаться в стороне и закрывать глаза на такое явление, как участие казахстанцев в экстремистских организациях. Практически во всех мечетях Казахстана мы стараемся вести разъяснительную работу среди прихожан, объясняя, что участие в боевых действиях за рубежом является заблуждением и ошибкой, что ислам запрещает насилие и убийство ни в чем не повинных людей. 
Помимо этого специалисты ДУМК в случае необходимости всегда готовы предоставить любую экспертную помощь и научно-методические консультации.

– Какое внимание уделяется ДУМК распространяемой среди верующих литературе, есть ли рекомендуемые печатные издания для мусульман Казахстана?
– В Духовном управлении функционирует отдел анализа и экспертизы. Работают квалифицированные специалисты, которые проводят экспертизу и выдают экспертное заключение на книги и религиозные статьи. Литература, которая не противоречит шариату и не способствует появлению религиозной розни, находит свое одобрение. 
В Центральном аппарате духовного управления действует своя собственная библиотека. При некоторых областных мечетях мы открыли свои библиотеки. Также имеется список разрешенной литературы. Если найдутся желающие ознакомиться с одобренной литературой, они могут обратиться за консультацией в наш офис в Астане или в Алматы.

– Какова роль Интернета в распространении ислама среди казахстанцев?
– Сегодня главенствующее значение Интернета в распространении информации бесспорно. То же самое касается и религиозных знаний. 
Сайты муфтията, центральных мечетей крупных городов Казахстана отличаются большой посещаемостью. Новостные разделы, справочные, форумы данных сайтов всегда оживлены, в адрес муфтията и имамов поступает большое количество вопросов на самые разнообразные темы. Так, за прош-лый год читателям было предложено почти 11 тыс. актуальных новостей, 13 ключевых фоторепортажей и 580 видеоматериалов на самые горячие темы. Администрацией этих сайтов были предоставлены развернутые и подробные ответы на 3 200 вопросов, поступивших в адрес муфтията (и это не считая дублирующихся вопросов).
В целях оптимизации и повышения качества публикуемых материалов в настоящее время ведется работа по объединению всех сайтов в единый информационный ресурс по аналогии с электронным правительством.

– Соответствует ли возведение религиозных сооружений настроениям общества?
– С обретением Казахстаном независимости в жизни простых людей произошли значительные изменения, среди которых я особо хотел бы отметить очень важный момент – исчезновение тотального контроля за религиозными верованиями людей. Взрослое поколение хорошо помнит патологическое стремление партии контролировать умы и души граждан. Поэтому неудивительно, что начиная с 1991 года на территории бывшего союзного государства началось строи-тельство религиозных сооружений: церквей, синагог и мечетей. Свобода мысли и вероисповедания из простого декларирования стала претворяться в жизнь, и верующие впервые за множество лет, не опасаясь преследований по работе или по партийной линии, стали свободно совершать религиозные обряды, и естественно, что отсутствие соответствующих мест поклонения привело к их строи-тельству. На сегодняшний день эта тенденция сохраняется. На это влияет пробудившееся религиозное сознание вкупе с экономическим ростом (ведь, вспомните, строительство тех же мечетей началось с подъемом экономики страны). Поэтому можно сказать, что возведение мечетей – достаточно предсказуемый и ожидаемый шаг, который вполне отвечает духу времени и развития нашего общества. 

– Сколько действующих мечетей в Казахстане и сколько планируется еще построить, есть ли возможность выработать единый архитектурный стиль, казахстанский, для вновь строящихся мечетей в стране? Многие состоятельные люди строят на собственные средства мечети. Интересно, как дальше осуществляется в них работа, кто назначает в них имамов? 
– В настоящее время в Казахстане действует 2470 мечетей, большая часть которых была построена по личной инициативе частных лиц и передана в ведение Духовного управления мусульман Казахстана. Отдельные мечети являются даром со стороны глав зарубежных государств. 
Касательно вопроса архитектурного облика могу сказать, что внешний облик и планировка мечети определяется авторским эскизом и замыслом архитектора, поскольку при строительстве религиозных сооружений редко применяются типовые планы. Другое дело, что помимо внешнего облика мечети очень важно не забывать о решении других вопросов, например стоимости содержания здания, ведь в будущем последующие ремонты и расходы по содержанию лягут на плечи местных прихожан, а также практичности и удобства совершения религиозных обрядов не только для верующих, но и для тех, кто живет рядом. Поскольку добрососедство и миролюбие – это одни из главных ценностей ислама, о чем нельзя забывать ни на секунду. Именно поэтому отрадно видеть, что в последнее время инициа-торы строительства новых мечетей – будь то отечественные меценаты либо представители иностранных государств – обращаются в Духовное управление мусульман Казахстана за соответствующими консультациями. 
В этом году к месяцу Рамадан, то есть до 18 июня 2015 года, мы планируем построить 6 мечетей. Сегодня строительство данных мечетей подходит к завершению. 
Касательно вопроса о духовных служителях – назначение имама, в дальнейшем ответственного за работу мечети, проводится решением ДУМК с учетом расположения мечети, количества прихожан и других условий.

– В таком случае было бы интересно узнать, сколько в РК квалифицированных имамов и где они получают образование? Не секрет, что во многих селах и аулах имамами являются местные жители, раньше они работали, к примеру, директорами школ, трактористами или зоотехниками. Многие из них знают наизусть всего несколько молитв и больше не имеют никакого религиозного образования. Ведется ли учет таких имамов и как обстоят дела с повышением уровня их образования?
– На сегодняшний день действительно чувствуется недостаток высококвалифицированных имамов в отдельных регионах, особенно на периферии.
Во многих селах и аулах имамами являются местные жители, в большинстве своем не имеющие теологического образования. Но их назначение оправдано двумя обстоятельствами. 
Во-первых, доверие к человеку, который живет рядом с вами практически всю жизнь, работает и помогает людям, знает местную общину и волнующие аулчан материальные и духовные вопросы, будет на порядок выше. 
Во-вторых, нельзя забывать о практической стороне вопроса, ведь имамы – это тоже люди и они должны где-то жить, содержать свои семьи, а переезд на новое место всегда сопряжен с определенными затратами.
В целом сегодня в структуре ДУМК работают почти 4 000 специалистов, из них свыше 1 400 совершенствовали свои знания на семинарах, еще 64 имама прошли курсы повышения квалификации в исламских университетах Египта, Турции, России. В декабре 2014 года окончили обучение в Московском исламском институте еще 30 священнослужителей. 
Чтобы не ограничивать имамов только религиозными знаниями, мы ввели в учебные программы предметы информатики, истории, права, казахской литературы и культуры. 
В феврале текущего года нами впервые проведен Первый республиканский форум имамов с участием около 500 духовных служителей, по итогам которого приняты «Платформа мусульман Казахстана», «Этика служащего ДУМК», «Личностный образ имама» и «Личностный облик мусульманина». 
Мы уверены, что данные меры поспособствуют повышению грамотности и кругозора имамов.

– В чем разница между мечетями, где в числе верующих доминирует одна из этнических групп казахстанцев?
– В исламе национальность не имеет никакого значения, поэтому и разницы между мечетями не должно быть. В доме Всевышнего Аллаха двери открыты всем гостям. 
В дополнение хотелось бы отметить, что перед ДУМК стоят большие задачи. Понимание порядка их реализации и ответственности перед обществом в муфтияте имеется.
В целях активизации деятельности ДУМК и повышения качества исполнения программных документов на прошлой неделе назначен новый наиб муфтий Наурызбай Утпинов.
Руслан Ескендир, Алматы 
Актау Актобе Алматы Египет Казахстан Кызылорда Нур-Султан Семей Турция
Следите за новостями zakon.kz в: