Начнем с краткого описания сути их работы. Это нам, пассажирам автобусов и троллейбусов, думается, что они занимаются лишь выявлением безбилетников. На самом деле спектр их работы шире, а с появлением "выделенки", работы добавилось.
Так, как рассказал Хусаин Дадамбаев, старший контролер-ревизор Отдела линейного контроля Управления безопасности, в обязанности контролера входит:
- выявление таких нарушений, как нарушение формы одежды водителя, сбор им средств вне валидатора, длительность стоянки на остановке дольше положенного, неправомерный выезд за полосу, предназначенную только для пассажирского транспорта, и другие действия водителей, являющиеся нарушениями
- выявление неисправности валидаторов
- выявление безбилетных пассажиров, пассажиров с просроченными проездными билетами.
Также, контролеры не допускают, чтобы автобусы частных автопарков не стояли на остановках дольше положенного, чтобы не создавались "колонны" из автобусов.
Водитель этого транспорта выехал за полосу и так высадил пассажиров. На таких водителей-нарушителей составляется рапорт
Все выявленные нарушения контролеры оформляют в виде рапорта. Если пассажир стал свидетелем нарушения со стороны водителя автобуса или троллейбуса, то он может сообщить об этом по номеру, указанному в салоне транспорта, а в его передней части на панели указаны данные водителя маршрута.
Рабочий день сотрудников Службы линейного контроля ТОО «Алматыэлектротранс» начинается с 7 часов утра, заканчивается в 8 часов вечера. Основная нагрузка приходится на часы-пик.
Корреспондент Zakon.kz отработал с контролерами чуть больше часа (с 8.00 до 9.15 часов). И за это время было выявлено 5 (!) "зайцев".
Да, есть случаи, когда пассажир не успевает сразу оплатить за проезд из-за заполненности салона. Но эти случаи были отнюдь не такими. Выявленные безбилетники проехали в автобусе/троллейбусе не менее трех остановок при достаточно свободном салоне. Объяснения у уличенных в безбилетном проезде, можно сказать, стандартные: "Не успел оплатить", "У меня крупная купюра (5 тыс тенге), не было размена" и т.д.
Напомним, что с недавнего времени за безбилетный проезд в пассажирском транспорте введена административная ответственность.
Сейчас за неоплату за проезд в налагается штраф в размере 2 МРП - 3964 тенге. Поэтому, высадив "зайца" из автобуса, контролеры вызывают полицейский наряд. И последние уже доставляют нарушителей в РОВД для составления соответствующего протокола.
Такой расклад не устраивает уличенных в безбилетном проезде пассажиров. Кто-то пытается уговорить контролера отпустить его, кто-то начинает уверять, что у него нет времени на все это, и пытается скрыться, кто-то просто начинает шуметь и возмущаться, обвиняя контролеров в их же работе.
В этот раз таких "буйных" "зацев" было сразу два - молодые люди, брат и сестра. Девушка еще в автобусе, когда выяснилось, что они едут без билетов, стала возмущаться, заявив, что они просто "забыли купить билет".
А когда уже на улице она узнала, что вызван полицейский наряд, стала вести себя очень агрессивно. Была попытка разрешить ситуацию с помощью "звонка другу" - неудачная. В ход пошли угрозы и оскорбления в отношении контролеров, нецензурная лексика, попытки выбежать на вторую полосу, чтобы уехать на такси, попытки уехать на другом автобусе...
Этой неприятной для всех ситуации не произошло бы, если бы молодые люди "раскошелились" на 160 тенге.
Как нам сообщили в ТОО "Алматыэлектроранс", за последний месяц было выявлено 235 пассажиров, которые не оплатили за проезд, и были направлены в сопровождении сотрудников Административной полиции в РОВД для составления протокола и оплаты штрафа в размере 2 МРП (3 964 тенге).
Плюс к этому, в июне текущего года Служба линейного контроля выявила 9 814 пассажиров с просроченными проездными билетами. На них также были оформлены протоколы для оплаты штрафа в размере 2 МРП.
Ирина Капитанова