С нового учебного года начнётся переход на 12-летнее школьное образование

Люди – самый важный ресурс любого развитого демократического государства, где во главу угла ставятся образование, здравоохранение и защита интересов населения.
Задачи по дальнейшему развитию сферы образования и науки в Казахстане указаны сразу в нескольких шагах стратегического документа – плана нации, передает газета "Литер". 
Они предполагают опору на знания и передовые технологии, которые станут фундаментом модернизированного казахстанского общества, его интеллектуальной составляющей.
 
Один из «100 конкретных шагов» направлен на поэтапное внедрение 12-летнего образования. В этот период планируется разработка и внедрение новых стандартов среднего образования, которые предусматривают обновление программы школьного обучения для развития функциональной грамотности, внедрение подушевого финансирования в старшей школе, создание системы стимулирования успешных учебных заведений.

Правительством республики разработан пошаговый план мероприятий по внедрению новой продолжительности обучения. Сегодня более 100 школ страны учатся по экспериментальной системе. По словам Нурсултана Назарбаева, к 2020 году переход на 12-летнюю модель обучения будет полностью завершен. «Для этого планируется построить не менее двухсот школ за счет средств республиканского бюджета и столько же – за счет местных бюджетов», – заявил Глава государства в послании народу Казахстана.

Несмотря на то что среди родителей школьников все же встречается недовольство по поводу увеличения времени, которое придется провести детям в стенах учебного заведения, мировой опыт показывает, что это самый оптимальный вариант. Постоянная конференция по университетским проблемам Совета Европы в 1992 году приняла декларацию, в которой отмечается, что «преобладающей международной практикой является 12-летнее школьное образование». Так, согласно декларации в мировом образовательном пространстве 12-летнее среднее образование реализуется в 136 странах, в том числе в Австралии, Канаде, США, Франции, Японии и других странах, входящих в число 50 конкурентоспособных государств мира. Из стран бывшего Союза на 12-летнюю модель обучения перешли Армения, Грузия, Латвия, Литва, Беларусь, Молдавия, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Эстония.

Эксперты утверждают, что пример этих стран показал, что 12-летнее обучение позволило добиться положительных тенденций в плане учебной нагрузки и базового содержания образования. Дошкольное предстает в виде неполного учебного дня, далее программы обучения расширяются в течение последнего года, предшествующего обязательному образованию, предусматривается пятидневная учебная неделя и организация внешней оценки достижений учащихся начальной школы.

В Казахстане о необходимости качественных изменений в системе школьного образования говорилось уже давно. Впервые речь об этом зашла еще в госпрограмме развития образования в РК на 2011–2020 годы. В документе указано, что «планируется разработать и внедрить новый стандарт 12-летнего образования, основанный на компетентностном подходе». 
В настоящее время проводится подготовительная работа для перехода на новую модель обучения. По данным Министерства образования и науки, в 104 школах Казахстана, в том числе в 45 сельских и 59 городских, проходит экспериментальная работа по переходу на 12-летнее обучение, которое запланировано на 2015–2016 учебный год. Текущий год – начало внедрения стандартов 12-летнего образования для 1-го, 5-го, 11-го классов.
По данным профильного ведомства, в наступающем учебном году ожидается, что количество первоклашек составит свыше 624 тысяч детей в возрасте 6–7 лет. К 1 сентябрю 2015 года контингент учащихся в школах по сравнению с 2014 годом увеличится в 2 раза. На 2016–2020 годы запланировано поэтапное внедрение стандартов 12-летнего образования.

При этом Министерство образования и науки сообщило, что уже провело необходимые работы по документальной и практической подготовке к изменениям. Утверждены основные положения государственного стандарта образования, который регламентирует основные нормы к составу, структуре содержания для каждого из уровней школьного образования. Кроме того, разработаны учебники и учебно-методические комплексы 12-летней школы с 1-го по 8-й классы. Вместе с тем самой ответственной задачей на пути перехода к новой модели обучения является подготовка учителей. Они отправляются на курсы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Переход на 12-летнее обучение позволит выдвинуть новые цели, отвечающие современным требованиям, и интегрировать систему образования Казахстана в мировое образовательное пространство.
На недавнем совещании МОН РК министр Аслан Саринжипов осветил вопросы реализации нескольких шагов, посвященных перспективам развития образования и науки.
– Уже в новом учебном году начнется поэтапная апробация новых стандартов среднего образования, а внедрение планируется завершить к 2020 году. Одновременно будут решаться вопросы малокомплектных школ, реконструированы 350 интернатов, построены 64 школы в крупных райцентрах, – сказал он.
Сегодняшним школьникам в будущем предстоит трудиться на процветание Казахстана. Поэтому огромное значение имеет образованность, профессиональность, компетентность, мобильность, конкурентоспособность, креативность будущего учителя. Ведь качество образования определяется уровнем подготовки кадров. И внедрение инновационных форм и методов обучения в современную систему образования ставит учителя перед необходимостью повышать личностную и профессиональную компетентность. В связи с этим, по словам министра образования, планируется увеличение госзаказа в магистратуре по педагогическим специальностям, повышение квалификации педагогов. Для перехода на подушевое финансирование будет проведена апробация в 126 пилотных школах. Планируется реализация единой концепции воспитательной работы с учетом ценностей «Мәңгілік Ел», подготовка квалифицированных кадров в 10 ведущих колледжах и 10 вузах для шести ключевых отраслей экономики с последующим распространением опыта в других учебных заведениях страны. 

Что касается вопросов среднего специального и высшего образования, то в программе также дается поручение поэтапно расширять академическую и управленческую самостоятельность вузов с учетом опыта Назарбаев Университета. Это еще один шаг из сотни указанных в плане нации. Министр подчеркнул, что в рамках госпрограммы «Нұрлы жол» будут оснащены 24 лаборатории вузов и 57 лабораторий колледжей.
– В вузы и колледжи привлекут более 2 тысяч специалистов с производства. Начнется поэтапное расширение академической и управленческой самостоятельности вузов с учетом опыта Назарбаев Университета. Это означает, что вся высшая школа страны должна улучшить качество обучения, стремясь к мировым стандартам, – заметил министр.

Назарбаев Университет действительно с каждым годом повышает свою планку, становясь флагманом отечественного образования, являя собой образец лучших устремлений отечественного образования. Принципы, на которых он строит свою деятельность, должны лечь в основу всей нашей сис­темы образования. Принцип академической автономности предполагает, что университет сам несет ответственность за качество свое­го диплома. Во всем мире действует именно такая практика. У нас в стране около 130 вузов, и все – и престижные старейшие, и слабые, никак себя не проявившие, – дают дипломы государственного образца. 
Между тем, как рассуждает на страницах госиздания ректор Казахского национального медицинского университета им. С. Асфендиярова Айкан Аканов, было бы правильнее, чтобы диплом был именно того университета, который выпустил специалис­та, чтобы вуз сам отвечал за его обучение. Для этого необходима и управленческая самостоя­тельность, в том числе в принятии решений о том, какие образовательные и научные направления и как развивать, какую дифференцированную оплату устанавливать сотрудникам, сколько и каких зарубежных профессоров приглашать. 
– Мы бы мог­ли активнее работать с рынком труда как нашей страны, так и других государств. Наконец, мы мог­ли бы принимать собственные решения о приеме студентов. К сожалению, в последние годы главным критерием при поступлении абитуриентов стали результаты ЕНТ, а не мотивация и способности школьников. Хотя нам известно, что одна треть приходящих в вуз абитуриентов психологически не может работать в этой профессии. Мы могли бы сами принимать решения и о развитии тех или иных научных направлений в университете, может быть, даже принимать на работу ученых, которые занимались бы только научными исследованиями без преподавания, – говорит Аканов.
Также в сфере науки запланировано развитие двух инновационных кластеров на базе Astana Business Campus – Назарбаев Университета и парка инновационных технологий «Алатау». Как сказал министр образования на совещании МОН, планируется размещение корпоративных R&D-центров, высокотехнологичных объектов малого и среднего бизнеса, стартапов, создание инновационной экосистемы. Также будет разработан закон «О коммерциализации результатов научной деятельности» и проведена переориентация структуры научных грантов и программ на нужды госпрограммы индустриализации. 
Вместе с тем согласно реформам, рекомендуемым планом нации в области образования, будет продолжена трансформация частных вузов в некоммерческие организации в соответствии с международной практикой. Новая организационно-правовая форма государственных вузов – некоммерческое АО со стопроцентным государственным участием – будет закреплена законодательно. 

Еще один важный шаг – намечен поэтапный переход на английский язык обучения в системе образования: в старшей школе и вузах, сообщил глава МОН РК Аслан Саринжипов. Для этого сегодня вузы планируется перевести на англо­язычное обучение по 6 специальностям естественно-математического цикла. Как указывается в плане нации, главная цель такого шага – повышение конкурентоспособности выпускаемых кадров и рост экспортного потенциала образовательного сектора. Это новшество запланировано в целях повышения качества человеческого капитала на основе стандартов стран ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). Нужно заметить, что Глава государства Нурсултан Назарбаев поручал разработать «Дорожную карту развития трехъязычного образования». 
Мы делаем так, что английский язык теперь надо учить с первого класса. А в 11–12-х классах все предметы должны быть на английском, – говорил ранее президент.
За последние годы система образования Казахстана претерпела не одну реформу, о целесообразности некоторых из них споры идут и по сей день. Но думается, в этот раз глобальные перемены, предложенные Президентом, действительно достигнут своей основной цели и приведут к интеграции системы образования Казахстана в мировое образовательное пространство. 

Нургуль САЛЫКЖАНОВА, Алматы
Фото с сайта liter.kz
Назарбаев Нурсултан Австралия Актау Актобе Алматы Казахстан Канада Кызылорда Нур-Султан Семей Франция Япония
Следите за новостями zakon.kz в: