Южно-Казахстанская область, говорят ученые, имеет самые богатые недра в стране, пишет Отырар. Именно здесь сосредоточены огромные запасы воды, которая в современном мире становится настоящим богатством. Впрочем, она всегда была драгоценностью и особенно ценилась у нас на юге.
С незапамятных времен в Толебийском районе бил источник. Это природное чудо на протяжении многих лет собирало паломников со всех уголков страны. Только представьте: за день до наступления шильде из скальной породы начинала бить вода. Старожилы говорили, что она обладала уникальной целительной силой – возвращала зрение, излечивала от многих недугов. За день до окончания шильде вода уходила. И так на протяжении веков, до тех пор, пока по соседству не стали разрабатывать карьер…
Вода из скалы ушла 11 лет назад, но люди пробурили колодцы и теперь выкачивают эту воду из-под земли. Говорят, она не потеряла своих удивительных свойств.
К Козди-ата аулиети (святое место праведника, которого звали Козди-ата) я выбралась в самый пик шильде. Многие, кто рассказывал об удивительных свойствах источника, говорили, что ехать надо исключительно в этот период, в другое время воды там нет. Рассказывают, что, когда вода пошла впервые, напор был такой силы, что буквально сбивал с ног людей.
«Когда я был ребенком, вода здесь уже шла не в полную силу, – рассказывает смотритель аулие Тагай Пашаров. – Многие приезжали сюда за исцелением. На моей памяти зрение вернулось девяти людям. Я не буду врать и называть какие-то огромные цифры, зачем? Все под Богом ходим, потому и говорю лишь о том, свидетелем чего сам был. 11 лет назад, когда начали рыть карьер, вода куда-то ушла».
Само чудо появления удивительной воды здесь связывают с именем старца, который обладал даром лечить людей. В народе его называли Козди-ата. То ли за то, что мог исцелить от сглаза, то ли за то, что помогал людям увидеть истинную причину их хворей. Поговаривают, что он приехал в нашу область в 18 веке и прожил 104 года. До сих пор люди в поисках исцеления приезжают поклониться его могиле. Говорят, молитвы, произнесенные у могилы Козди-ата, обязательно доходят до Всевышнего. Здесь стоит маленькая мечеть, где можно прочитать намаз, рядом – некое подобие уличного душа, где можно опрокинуть на себя пару ведер воды. Та самая скальная порода, откуда бил источник, формой напоминает дракона, который прилег отдохнуть, да так и окаменел… А чуть поодаль лежит «верблюжонок» Козди-ата.
«Говорят, что, если вы одиноки, вам обязательно нужно трижды обойти вокруг этого «верблюжонка» и в вашей жизни произойдут стремительные перемены к лучшему, вы обязательно встретите своего человека. Если же вы бездетная пара, то точно так же обойдите вокруг этого «верблюжонка» и ваше желание будет исполнено», – рассказал Тагай-ага.
Пока мы слушали удивительные рассказы Тагай-ага, умиротворяющую тишину периодически нарушал звук работающей тяжелой техники.
«Это как раз тот самый карьер. Он очень близко расположен. Я понимаю, камень необходим людям. Ведь его используют при строительстве домов, дорог… Жаль только, что соседство с карьером уничтожило такое удивительное творение природы», – вздыхает Тагай-ага.
Сегодня подземных источников минеральной, термальной и питьевой воды в нашей области несколько. Достаточно сказать, что питьевую воду, которую пьет весь город, мы получаем из подземного источника, потому-то она у нас такая вкусная. Это отмечают все, кто приезжает в нашу область из разных мест земли. А мы об этом часто даже не задумываемся…
НЕ НАВРЕДИ
Любых природных богатств можно лишиться в результате неправильной хозяйственной деятельности. На это особое внимание обращает руководитель отдела экологического регулирования управления природных ресурсов и регулирования природопользования ЮКО Берик Сатенов.
«Нам подают заявки представители компаний по добыче общих полезных ископаемых. Прежде чем выдать такое разрешение, мы заключаем договор, обязательным условием которого является бережное отношение к окружающей среде, – говорит Берик Сатенов. – Здесь, как и у врачей, должен быть и действует принцип «не навреди». Если же происходит обратное, то тут подключаются к работе экологи».
По информации, предоставленной Бериком Турсыновичем, в Южно-Казахстанской области добывают гравий, песчано-гравийную смесь, глину, песок, известь, минеральные пигменты, гипс и ангидрит, базальт, строительный камень, бетонит, соль.
«В нашей области имеются месторождения полиметаллических руд (юго-западный склон хребта Каратау, в районе города Кентау, Ачисайское, Байжансайское, Миргалимсайское месторождения и др.). Большой промышленный интерес представляют месторождения железных руд Каратауского хребта. В области имеются минерально-сырьевые ресурсы для производства таких строительных материалов, как известняк, гипс, кварцевые пески, огнеупорные керамические и бентонитовые глины, минеральные краски, поделочные камни. Также добывают у нас, как известно, уран, фосфориты, золото и серебро», – рассказывает Берик Сатенов.
В одном из интервью Беген Омарович Есимов, доктор геолого-минералогических наук, лауреат Госпремии РК, единственный в Казахстане обладатель премии ЮНЕСКО в области науки и технологии, профессор ЮКГУ имени Ауезова, говорил: «В Тюлькубасском районе, например, есть разведанные запасы самого твердого минерала – алмаза, из которого после огранки получают бриллианты. У него огромный спектр применения в разных сферах. Разведаны нефть и газ в Арысской впадине. Хоть это и не моя тема, тем не менее скажу, зная ситуацию с месторождениями, что Южно-Казахстанская область обладает огромными запасами подземной пресной воды. При том, что вода все больше и больше дорожает. Больше всего из разведанного геологами используют кварц, тугоплавкие глины. В области только кирпичных заводов, работающих на местном сырье, 69! Предприниматели нередко обращаются к нам с просьбой подтвердить запасы того или иного сырья, с использованием которого хотят запустить производство. То, что легко взять из верхних слоев, активно используется. Но не сотворила природа всего на многие века, что-то быстро кончается. Месторождения, в которых сегодня ведется активная добыча, – это работа еще советских геологов. У нас уже давно не ведется геологоразведка».
Залежи подземных богатств – это же здорово! Вот только хочется, чтобы при разработке карьеров, при добыче полезных ископаемых не страдали уникальные нерукотворные памятники. Один такой мы, увы, уже потеряли…