Развитию туризма в ЗКО серьёзно мешает отсутствие инфраструктуры

Местные жители и туристы жалуются на полное отсутствие сервиса и дороги. 
Казахстанское Приуралье славится на всю страну и за ее пределами уникальными историческими и природными местами, разнообразными памятниками и... затрудненным доступом к ним. Из-за отсутствия дорог до многих из них добраться сложно, передает газета "Литер".

Одно из таких местечек, давно облюбованных «дикими» туристами из соседних областей России и самими приуральцами, – озеро Шалкар. Ранее местные жители и туристы жаловались на полное отсутствие сервиса и дороги. Пятнадцать лет назад до озера можно было добраться только по степной дороге. Потом положили первый асфальт, и поток посетителей уникального степного морца (так называли его казаки) резко увеличился. Рассмотрели даже несколько крупных проектов по развитию прибрежной территории. Но дорожное покрытие пришло в негодность, и снова поток туристов значительно уменьшился. Проекты по развитию берега Шалкара приостановили.

В текущем году начался средний и капитальный ремонт на дорожном участке, соединяющем поселки Анкаты и Сарыомир. Это населенные пунк-ты, находящиеся по пути и у озера Шалкар. Среднюю и капитальную реконструкцию ведут два подрядчика. Средний ремонт запланирован на 22-километровом участке.

В этом году будут отремонтированы и сданы в эксплуатацию 11 километров дорожного участка. Реконструкция продолжится в следующем году, – рассказал руководитель отдела компании-подрядчика Петр Больд.
Уже уложено основание дороги на 10 километрах и асфальто-бетонное покрытие на двух километрах. К слову, щебень и другие материалы – казахстанские. По плану первый этап реконструкции должен завершиться в октябре, но подрядчики заверили, что уложатся раньше. Что особенно примечательно, реконструкцию проводят по новой для области технологии – ресайклированию.

– Сначала мы разравниваем материал, далее комбайн поднимает старый асфальт, затем все перемешивается с добавлением цемента и получается бетон. Это основание, на которое мы потом положим асфальт, – пояснил Петр Больд. – По контракту новая дорога должна прослужить 2–3 года, но фактически значительно больше, это зависит от эксплуатации. Если по ней поедет тяжелый транспорт, дорогу разобьют, а для легковых машин, автобусов будет очень хорошая трасса.
Метод холодного ресайклинга на автодорогах областного и районного значения используется впервые. Его преимущество – удешевление в два-три раза в сравнении с капитальным ремонтом и более короткие сроки.

Вот только при среднем ремонте дороги на Шалкар строительство объездной не предусмотрено, это вызывало определенные трудности как у самих строителей, так и у населения.
Капитальный ремонт дороги проводят на участке в 8,7 километра. Ремонтные работы начали в третьей декаде июня, на 7 километрах дороги уже красуется новое асфальтовое покрытие. Директор подрядной организации Владимир Габриелян сообщил, что по контракту реконструкция должна быть завершена в октябре. Но если все пойдет как сейчас, ремонтные работы завершат в августе.

Качество ремонта проверил аким области Нурлан Ногаев, он обратил внимание подрядчиков на неровную обочину дороги и поручил исправить эту оплошность к срокам сдачи участков в эксплуатацию.

Строительство и ремонт дорог – одно из направлений подготовки казахстанского Приуралья к «ЭКСПО-2017». Предполагается, что по пути или по возвращении с международной выставки область посетит немало гостей из ближнего и дальнего зарубежья. По новой дороге они смогут проехать к озеру Шалкар.
Возможно, к 2017 году успеют завершить и еще одну важнейшую для развития туризма дорогу – в ставку хана Бокея, расположенную у строя-щейся трассы Чапаев – Жангала – Сайхин. При условии, что начатые работы выполнят в срок, а на оставшийся ремонт средства выделят своевременно.
Это место с уникальной Ханской рощей в белых песчаных барханах и другими старинными артефактами давно уже интересует туристов разного рода. К примеру, отдыхающие из российского курортного приграничного городка Эльтон заезжают в Бокейорду со стороны границы с Волгоградской областью. В конце августа здесь пройдет масштабное мероприятие, посвященное 550-летию Казахского ханства. От Уральска до Сайхина 600 километров, участникам мероприятия значительную часть пути придется преодолеть по бездорожью.
 
Между тем
В текущем году в Западно-Казахстанской области планируется строительство и реконструкция более 90 километров автомобильных дорог. На эти работы из республиканского и местного бюджетов выделено 5 млрд 832 млн тенге.
 
Справка
Протяженность автомобильных дорог по области составляет 6530 км, из них 1390 км − автодороги республиканского значения и 5140 км − областного и районного.
В 2015 году на ремонт и содержание сети автодорог областного и районного значения из республиканского бюджета выделено 3 млрд тенге, из местного бюджета – 2 млрд 832 млн тенге. По результатам первого полугодия текущего года всего освоено почти 2 млрд 250 млн тенге.
На выделенные средства в этом году запланированы и ведутся ремонтные работы на участках автодорог Чапаево – Жангала – Сайхин, Жымпиты – Каратобе, Аксай – Чингирлау, Анкаты – Сарыомир, Уральск – Кирсаново.
Для реализации ремонтных работ на 11 объектах привлечены 9 подрядных организаций, на которых работают более 300 человек и задействовано около 200 единиц спецтехники.

Оксана ДЕМЕНТИЕВСКАЯ, фото автора
Следите за новостями zakon.kz в: