Совет Лиги арабских государств (ЛАГ) провел вчера в Каире чрезвычайное заседание по ситуации в Ливии. Международно признанное правительство этой страны обратилось к членам ЛАГ и Западу с просьбой о срочном вмешательстве в связи с усилением группировки "Исламское государство" (ИГ), пишет газета "Коммерсантъ".
Адресаты послания ливийских властей сходятся в том, что ситуация критическая и может потребовать участия антитеррористической коалиции. Однако государств, готовых на реальное вмешательство, на сегодняшний день не так много. На отмену же введенного в 2011 году оружейного эмбарго Запад пока не готов: не ясно, в чьи руки попадут поставленные в страну вооружения.
Боевики ливийского подразделения ИГ с конца прошлой недели ведут бои с правительственными силами за крупный прибрежный город Сирт — родину бывшего ливийского диктатора Муаммара Каддафи. Контроль над этой территорией ИГ установило еще в феврале, однако на прошлой неделе, по сообщениям СМИ, там произошло восстание одной из групп, конкурирующей с ИГ и опирающейся на часть местных племен. В боях между ИГ и племенными формированиями, поддерживаемыми с воздуха ливийскими ВВС, погибли несколько сотен человек с обеих сторон. Правительственных сил явно не хватает для победы: ВВС состоят из устаревших вертолетов и самолетов эпохи Муаммара Каддафи.
После того как в середине июля боевики ИГ вынуждены были покинуть расположенный на востоке страны прибрежный город Дерна, который они удерживали с ноября 2014 года, Сирт остается главным форпостом ливийского подразделения террористической организации. Город имеет стратегическое значение, замыкая ливийский "нефтяной полумесяц", где расположены основные нефтяные терминалы и нефтеналивные порты и куда ведут трубопроводы с месторождений богатой нефтью восточной провинции Киренаика, некоторые из которых ИГ захватило еще в марте.
Вчера ЛАГ по просьбе Ливии провела в Каире чрезвычайное заседание, на котором обсуждалась ситуация в Сирте. Глава МИД Ливии Мохаммед ад-Дейри попросил "братские народы" о помощи, в ответ генсек лиги Набиль аль-Араби призвал "отдельные арабские страны" оказать военную помощь стране в борьбе с ИГ. Однако потенциальных участников операции в Ливии не так уж много: у арабских государств, в том числе монархий Залива, нет особых резонов для вмешательства в конфликт — кроме того, многие из них уже задействованы в Йемене и на сирийско-иракском фронте. На реальную военную операцию может сегодня решиться разве что соседний Египет, который в начале года провел наземный рейд в Дерне, а также санкционировал серию ударов своих ВВС, однако масштабы его поддержки, как и раньше, будут, скорее всего, ограниченными.
Ключевой же просьбой ливийских властей и главной темой вчерашней встречи в Каире стало снятие с Ливии международного оружейного эмбарго, введенного в 2011 году. Ливийские власти, признаваемые международным сообществом, безуспешно пытаются добиться этого с момента свержения Муаммара Каддафи. Сейчас в кабинете министров Ливии заявляют, что неспособность правительственных сил самостоятельно справиться с ИГ связана именно с запретом Совбеза ООН. В совместном коммюнике ЛАГ призывает отменить эмбарго.
"Ливийское правительство, отчаявшись получить поддержку, решило сделать ставку на борьбу с ИГ как с международной угрозой номер один,— заявил "Ъ" эксперт по Ближнему Востоку британского аналитического центра Chatham House Надим Шехади.— Если до 2011 года какому-либо режиму в регионе, чтобы получить оружие, нужно было объявить, что он борется с "Аль-Каидой", то теперь надо говорить об угрозе со стороны ИГ. Не думаю, что в регионе реально что-то изменилось с тех пор, как отдельные племена "присягнули на верность халифату", но этот факт позволяет ливийским властям звучать более убедительно".
Впрочем, на снятие эмбарго в ближайшем времени едва ли стоит рассчитывать. Главным условием Запада остается "формирование в Ливии правительства национального согласия", что США, Великобритания, Франция, Германия, Италия и Испания накануне заседания ЛАГ подтвердили в совместном заявлении, сделанном в ответ на призывы ливийских властей.
Между тем запущенный в прошлом году при посредничестве ООН переговорный процесс пока так ни к чему не привел, хотя к последнему раунду и удалось привлечь заседающее в Триполи правительство исламистов, долгое время бойкотировавшее диалог. Достигнутые на бумаге соглашения ливийских политических сил о "национальном примирении" не сильно меняют фактическую ситуацию в стране, так как ни одно из правительств не контролирует даже те военизированные группировки, которые формально их поддерживают.
Мария Ефимова
Фото: Hassan Ammar / AP