Реализация программы «Hұрлы Жол» позволит решить наиболее актуальные проблемы, с которыми сталкиваются регионы республики. Тем самым национальная экономика получит дополнительный стимул для своего развития, передает газета "Литер".
Напомним, что на сегодня ситуация в стране отмечается рядом факторов. Так, ускоренными темпами происходит рост численности населения страны. По информации комитета по статистике Министерства национальной экономики Казахстана, численность населения страны на 1 июля 2015 года достигла 17 541,2 тыс. человек. Кроме этого, согласно исследованию отдела народонаселения департамента по экономическим и социальным вопросам ООН, в 2030 году численность населения Казахстана составит 20 млн. 72 тыс. человек, в 2050-м – 22 млн. 447 тыс., а в 2100 году достигнет 24 млн. 712 тыс.
Параллельно с ростом населения республики отмечается активный процесс урбанизации. Так, в июле в республике насчитывалось 56,8 процента (9 967,2 тыс. чел.) городского населения и 43,2 процента (7 574,0 тыс. чел.) сельского населения. Другим фактором являются динамично развивающиеся региональные рынки, которые предопределяют повышение инфраструктурного потенциала Казахстана.
В свою очередь, развитие внутреннего рынка республики затруднено недостаточно проводимыми транспортными каналами между регионами. А ведь именно через них происходит движение товаров и услуг, равно как и трудовая миграция населения.
В то же время неравномерное расселение населения способствует дефициту трудовых ресурсов на севере и их избытку в южных регионах республики. Разноуровневость развития регионов не только свидетельствует о существующей диспропорции, но и влияет на позиционирование республики в качестве регионального торгово-экономического хаба. Неравномерное развитие регионов является причиной неравномерного развития системы жилищно-коммунальной и социальной сфер.
Учитывая вышеперечисленные факторы, реализуемая в настоящее время государственная программа инфраструктурного развития «Нұрлы Жол» призвана не только улучшить ситуацию в регионах, но и придать им дополнительный импульс в своем развитии.
Рассчитанная на 2015–2019 годы программа разработана в целях реализации послания Главы государства народу Казахстана от 11 ноября 2014 года «Нұрлы Жол – путь в будущее». Документ направлен на создание единого экономического рынка республики через формирование макрорегионов страны с определением Алматы, Астаны, Актобе, Шымкента и Усть-Каменогорска в качестве городов-хабов национального и международного уровня.
Таким образом, города-хабы становятся центрами экономической активности, включая капитал, а также услуги. Они будут привлекать трудовых мигрантов, обеспечивая их рабочими местами с достойной заработной платой.
Что же касается других населенных пунктов, так называемого второго уровня, то они в соответствии с программой получат усовершенствованные пути сообщения, соединившие их с городами-хабами по лучевому принципу. Напомним, что государственная программа «Нұрлы Жол», озвученная Главой государства, свяжет столицу со всеми регионами по принципу лучевого расхождения. Сам документ предполагает активное строительство дорог и появление новых рабочих мест. Всего в рамках модернизации транспортной инфраструктуры до 2020 года в стране планируется построить более 7,5 тысячи километров автомобильных дорог, что позволит создать около 200 тыс. рабочих мест.
В 2015 году на 40 участках проводятся строительно-монтажные работы. Протяженность объектов составляет 1300 км. Дополнительно в текущем году планируется начать работы на 150 км (юго-западный обход г.Астаны – 22км, мостовой переход через р.Тобол – 3км, Уральск-Каменка – 100км, Павлодар – Семей – 13км, обход г.Петропавловск – 11км). Всего в 2015 году планируется ввести в эксплуатацию 424 км. Председатель правления АО «НК «ҚазАвтоЖол» Ермек Кизатов в ходе брифинга в службе центральных коммуникаций о ходе реализации автодорожных проектов в рамках государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы Жол» отметил: «При поддержке правительства все проекты получили финансирование как из Национального фонда благосостояния, так и в качестве займов МФИ и заверяю вас, что они будут выполнены качественно и в срок».
Параллельно со строительством дорог решаются вопросы по организации придорожного сервиса. Напомним, что в настоящее время вдоль автомобильных дорог республиканского значения расположены 2 357 объектов сервиса, из которых 41 процент приходится на автозаправочные станции, 42 процента – на пункты торговли и питания, 5,3 процента занимают гостиницы, 7,3 процента – станции технического обслуживания, остальные 4,4 процента приходятся на автостоянки.
Однако общая потребность в республиканской сети автомобильных дорог на сегодня составляет более 400 комплексных объектов сервиса. При этом только 44 из них обладают полным охватом всех сервисных услуг. Большая часть объектов придорожного сервиса не соответствует минимальным требованиям качества обслуживания и не способна полноценно обеспечить ими как международные транзитные перевозки, так и внутренний спрос.
Поэтому в 2015 году запланировано строительство 27 объектов сервиса, включая сетевые рестораны, гостиницы, СТО, кемпинги и другие сооружения. К этому направлению имеется большой интерес со стороны частного бизнеса и инвестиционных фондов.
В итоге развитие городов-хабов и динамичная интеграция макрорегионов будут обеспечены на основе эффективного развития транспортной, индустриальной, жилищной, социальной и энергетической инфраструктур. Так, для строительства арендного жилья и подведения инженерно-коммуникационной инфраструктуры за счет средств Национального фонда Республики Казахстан выделено более 6,5 млрд. тенге.
В рамках программы «Нұрлы Жол» в 2015–2017 годах будет запланировано строительство 9740 квартир. «Мировой опыт показывает, что развитие именно инфраструктуры способствует росту внутреннего спроса, создает благоприятные условия для развития новых производств, повышения деловых связей и новых возможностей для бизнеса и населения, экономической интеграции регионов», – заявил министр национальной экономики Ерболат Досаев.
Реализация программного документа будет способствовать выполнению комплекса задач, решение которых в условиях кризиса представляет собой первоочередное значение. «Нурлы Жол» предполагает не только железные и автомобильные дороги, электролинии, которых у нас не было. Программа предполагает новые электростанции и жилищное, жилищно-коммунальное строительство. То есть мы приобрели опыт кризиса 2007–2009 годов, у нас была программа, она всемирно признана самой лучшей антикризисной программой. Мы использовали тот опыт и к нему еще добавили. Самый главный пункт этой программы – поддержка малого и среднего бизнеса», – отметил Глава государства Нурсултан Назарбаев.
Согласно программе успешность ее будет оцениваться по достижении ряда целевых индикаторов. Во-первых, в 2019 году необходимо обеспечить рост ВВП на 15,7 процента к 2014 году.
Во-вторых, в 2015–2019 годах необходимо создать рабочие места для 395,5 тыс. чел., в том числе: постоянные – для 86,9 тыс. чел. и временные – для 308,6 тыс. чел. И третьим индикатором является повышение в 2019 году рейтинга ВЭФ по качеству базовой инфраструктуры до 57-го места.
По мнению Главы государства, программа «Нұрлы Жол» многое даст стране. В то же время ее успешная реализация возможна благодаря тому, что в Казахстане есть Национальный фонд, в котором уже много лет аккумулируются средства. Они будут расходоваться, чтобы не допустить снижения уровня жизни населения.
Напомним, что программы направлена на формирование единого экономического рынка путем интеграции макрорегионов страны на основе выстраивания эффективной инфраструктуры на хабовом принципе для обеспечения долгосрочного экономического роста Казахстана, а также на реализацию антикризисных мер по поддержке отдельных секторов экономики в условиях ухудшения конъюнктуры на внешних рынках.
Справка
По проекту «Астана – Алматы», реализуемому по государственной программе «Нұрлы Жол», запланировано строительство дороги от Астаны до Алматы. Маршрут пройдет через города Темиртау, Караганда, Балхаш и Капшагай. Общая протяженность – 1 282 км. После завершения трасса будет отнесена к I категории с 4- и 6-полосным движением. По другому проекту «Астана – Усть-Каменогорск» маршрут будет проложен через города Павлодар и Семей. Общая протяженность 1 018 км.
Кстати
На автомобильной дороге Астана – Актобе – Атырау – Актау будет проложен маршрут до Атырау с выходами на Актау и Астрахань. В прошлом году было реконструировано 200 км участка Бейнеу – Актау. В настоящее время проводятся работы на шести участках общей протяженностью 270 км. На трассе Алматы – Усть-Каменогорск, участке Капшагай – Талдыкорган работы ведутся на шести отрезках протяженностью 157 км, в текущем году планируется сдать в эксплуатацию 47 км. В 2016 году будут завершены оставшиеся 110 км.
Андрей КОРОЛЕВ, Алматы
Фото: liter.kz