Новый этап в сотрудничестве Казахстана и Китая

Zakon.kz
С 31 августа по 3 сентября Нурсултан  Назарбаев находится с государственным визитом в Китайской Народной Республике.
Естественно это событие вызвало очередной всплеск интереса казахстанских СМИ к Китаю и сотрудничеству нашей страны с экономическим гигантом. Традиционно, от визитов в Поднебесную на высшем уровне, сведущие казахстанцы ожидают приток новых инвестиций и кредитов, ведь Пекин, как правило, не скупится на финансовые вливания со стратегическими партнерами, передает Zakon.kz

Однако, в этот раз, поездка Главы государства совпала с продолжающимся пике китайской фондовой биржи, что вызвало потайные опасения, а не помешает ли обвал фондовых рынков Китая, получить новые экономические проекты. Тем более, в условиях текущего кризиса, свободного плавания тенге и снижения международных рейтингов, ожидать серьезных инвестиций, кроме как от Китая, по сути и не от кого.

Запад спасает Грецию и не знает, как решить вопрос потоков мигрантов, Россия борется с санкциями и сжигает контрабандную продукцию, на Ближнем Востоке стабильно нестабильно, поэтому внезапный стресс в казавшемся благополучным Китае, и с которым к тому же было много инвестиционных надежд, породил множество вопросов.

Чтобы окончательно не запутаться в финансовой системе Китая и всех хитросплетениях казахстанско-китайских отношений, стоит разобраться в самых главных вопросах текущего визита. А конкретно: какова ситуация с китайским фондовым рынком, почему визит назначен на начало сентября, какие цели у Китая и что ждет от сотрудничества Казахстан?

Дела фондовые

Начать необходимо с того, что несмотря на истеричный тон некоторых статей о падении шанхайской фондовой биржи, порой сулящих целый экономический апокалипсис Китаю, вся эта ситуация не затрагивает фундаментальных основ китайской экономики. Конечно, китайскому правительству сейчас не просто, ведь кризис биржи это конкретные люди, которые каждый божий день, теряют самые, что ни на есть, живые деньги. А так как этих людей довольно много, то соответственно голос взывающих о помощи весьма ощутим, да и в принципе, финансовые потери миллионов граждан для экономики страны довольно неприятны.

Но, Китай уже переживал обвал фондовых рынков и спокойно продолжал развиваться дальше. Например, «Черный вторник» февраля 2007 года, когда «фондовый пузырь» Китая с треском лопнул, что привело к цепной реакции на мировых рынках и повышению инфляции в самой КНР. Однако, это не помешало дальнейшему развитию экономики Китая.

Утрированно, ситуацию с китайскими фондовыми рынками можно сравнить с историей российской МММ. Пирамида Мавроди обманула порядка 10 миллионов людей, при обрушении была паника и шквал полных ужаса материалов в СМИ. Причем два раза в 1995 и 2012 гг. И все же, Российская федерация пережила раздражение от финансовых потерь своих граждан, жаждавших быстро обогатиться. В Китае все намного сложнее, игроков значительно больше, но суть та же, граждане желали быстрых барышей, вкладывали в «финансовый пузырь», а теперь теряют свои кровные. Но основ государства это не рушит, а лишь вносит коррективы в финансовую политику.



Казахстанские солдаты на параде Китая

Поэтому, вся эта шумиха вокруг фондов и акций, не мешает готовиться Китаю к грандиозному событию – проведению 3 сентября военного парада на площади Тяньаньмэнь в честь 70-летия победы над милитаристской Японией. Мероприятие действительно серьезное, ведь парады Китай проводит не каждый год, как в например Россия, а исключительно по круглым датам. Последний был шесть лет назад, в 2009 году посвященный 60-летию образования КНР.

Но даже при такой умеренной частоте проведения, этот парад действительно особенный в истории военных торжеств Китая. Приглашены главы иностранных государств, что происходит довольно редко, но самое интригующее, что в первый раз, по брусчатке главной площади столицы Поднебесной, совместно с китайскими солдатами пройдут военные из других государств. А для Казахстана эта особенность заключается в том, что участие в параде примут казахстанские военнослужащие. Это уникальный случай в истории казахстанско-китайских взаимоотношений.

Соответственно понятно, выбор даты государственного визита президента Казахстана Н.А. Назарбаев в Китай на начало сентября, имеет глубокое символическое значение. С учетом периода геополитической турбулентности, подобные жесты в международной практике несут особый статус. Не случайно, в своем интервью агентству Синьхуа президент Н.А. Назарбаев подчеркнул, что «Роль Китая в победе над фашизмом заслуживает более высокого признания». Это признак разделения общих ценностей, доверия и даже показатель определенного геополитического вектора.

Необходимо отметить, что на Западе и в Японии, довольно критично относятся к традиции проведения военных парадов в Китае, давая довольно неоднозначные оценки. В частности, споры Китая и Японии о итогах Второй мировой войны (ВМВ), приводят к серьезным международным скандалам, где Запад нередко занимает японскую сторону.

Весьма показательно, что на участие в параде, Китай пригласил военнослужащих из большого количества стран, с которыми поддерживает крепкие экономические отношения или перспективные инвестиционные проекты: Афганистан, Беларусь, Вануату, Венесуэла, Египет, Камбоджа,

Куба, Кыргызстан, Лаос, Мексика, Монголия, Пакистан, Сербия, Таджикистан, Россия, Фиджи и т.д. Участие в параде данных стран, показывает что они теперь разделяют с Китаем не только экономическое сотрудничество, но и видение итогов Второй мировой войны, которое носит важное значение для стран, принимавших в ней участие.

С данной точки зрения, визит президента Казахстана в Китай и участие казахстанских военнослужащих в китайском параде, носит для Пекина особый характер наличия совместных ценностей, в новом для него виде мирового позиционирования.



Казахстанский интерес

Естественно, у Казахстана есть свой пиковый интерес в интенсивном сближении с Китаем. Падение цен на нефть и общий кризис страны требует дальнейших реформ и развития производства. Акорда делает ставку на план «100 шагов», которая по плану должна реформировать структуру государствнного управления и экономики, а также на программу «Нурлы жол», которая должна решить вопрос развития инфраструктуры и индустрии.

И если со «100 шагами» еще как-то можно обойтись собственными силами, то развитие транспорта и промышленности требует мощных финансовых вливаний, которых в отсутствие нефтяных сверхдоходов у страны практически нет. К тому же, важны не только деньги, нужны зарубежные высокие технологии и бизнес-процессы которых у Казахстана еще нет.

На сегодняшний день, у западных инвесторов нет больших стимулов, а самое главное возможностей вкладывать в Казахстан. Еврозона переходит из кризиса в кризис, поэтому свободные средства инвестируются в традиционные рынки с высокими рейтинговыми показателями. Другой крупнейший экономический партнер Казахстана - Российская федерация, сама нуждается в зарубежных инвестициях, причем практически в те же сферы развития инфраструктуры и высокотехнологичного производства.

Поэтому Китай наиболее перспективный инвестиционный игрок, обладающий необходимыми средствами, технологиями, а самое главное желанием. Более того, Пекин выдвинул инициативу «Экономический пояс Шелкового пути», перспективы которой восприняли позитивно не только в Казахстане, но и практически во всех странах Евразийского союза. В рамках этой программы, Пекин готов вкладывать и вкладывать серьезно. В СМИ называется цифра порядка 40 млрд долларов только на сам Шелковый путь. Помимо этого есть возможности недавно созданного Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, куда выделено 50 млрд долларов и финансы Нового банка развития в пределах 41 млрд долларов.

Поэтому еще до визита было понятно, что для казахстанской делегации задача номер один получить максимальные договоренности о инвестировании в рамках Шелковому пути и сопряжении его с «Нурлы жол».

В ходе визита, министр по инвестициям и развитию РК Асет Исекешев подтвердил данную тенденции, заявив: «Визит Главы государства имеет огромное значение, ознаменует переход к практической фазе реализации договоренности о сопряжении программ «Нұрлы жол» и «Экономического пояса Шелкового пути». В частности, министра отметил, что на ближайшем этапе ожидаются два направления: «развитие транзитно-транспортного коридора и новая казахстанско-китайская индустриальная программа».

В частности в рамках данного визита, казахстанская делегация ожидает по итогам визита подписание соглашений по 24 проектам на 20 млрд долларов.



Китайский взгляд

У Китая своя логика и заинтересованность. Экономический пояс Шелкового пути» через Казахстан это ключевой элемент стратегии «Один пояс – один путь». Успех на казахстанском направлении открывает для Пекина целый спектр возможностей:

Во-первых, это целых три направления:

1. Отправка товаров на север, через Россию в Европу.

2. Через Каспий на страны Кавказа, а оттуда в Турцию и далее.

3. Путь на юг через Туркменистан в Иран, откуда потенциально тоже можно наладить поставки энергоресурсов сухопутным путем.

Во-вторых, успешная реализация в Казахстане, покажет хороший пример другим странам по сотрудничеству в рамках «Один пояс – один путь».

В-третьих, решение энергетических поставок для западных провинций.

В-четвертых, удержание доминирующего положения на рынках Евразийского союза.

В-пятых, экономический подъем в западных провинциях (прежде всего СУАР), за счет новых возможностей в торговле с Центральной Азией и евразийским пространством.

В-шестых, создание благоприятной геополитической зоны.

К тому же, Казахстан в отличие от многих других партнеров может частично сам финансировать ряд проектов, а за счет нефтегазового сектора, даже с учетом падения цен на нефть, всегда сохраняется экономическая целесообразность. А для Китая крайне важно инвестировать только в прибыльные проекты. Поэтому Пекин с энтузиазмом принял предложение о состыковке программы «Нурлы жол» и «Экономического пояса Шелкового пути», а также проявил готовность в переходе на новый этап взаимоотношений и инвестирования.



Новые договоренности

Поэтому, итоги только первого дня визита показывают впечатляющие результаты. Главы государств подписали совместную декларацию о новом этапе отношений всестороннего стратегического партнерства. Первыми шагами нового этапа стали ряд интересных соглашений, которые дают почву для дальнейшего развития инфраструктуры и прорывных объектов:

1. Казахстанский холдинг "Байтерек" и государственная инвестиционная корпорация Китая "CITIC Group" создают фонд «Kazakhstan Infrastructure Fund», объемом 600 миллионов долларов, который будет инвестировать в инфраструктурные проекты. По условиям соглашения, порядка 300 миллионов долларов будет направлено на казахстанские проекты.

2. Соглашение о займе между АО Астана LRT и Государственным банком развития Китая, а также EPC-контракт между ТОО Astana LRT и консорциумом компаний КНР. Астана LRT это проект для развития общественного транспорта в столице Казахстана. И теперь однозначно понятно при чьей помощи этот инновационный проект будет реализовываться.

3. Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) построит в г.Алматы завод по производству труб большого диаметра для нефтегазового сектора. Стоимость инвестиционного портфеля оценивается в 150 млн. долларов.

4. CNPC пообещало помочь со строительством высшей хореографической школы в Астане.

5. Глава государства пригласил CNPC к участию в работе международного финансового центра, создание которого запланировано в Астане в рамках программы «100 шагов».

6. Китайская корпорация «Цинхуа» построит в Казахстане предприятие по комплексной переработке угля.

7. Банк развития Китая (China Development Bank) профинансирует строительство завода по производству ветроэнергетических установок в Алматинской области.

8. Рамочное Соглашение о займе между ТОО «Масальский горно-обогатительный комбинат» и Китайским банком экспорта-импорта.

9. Меморандум о взаимопонимании и взаимодействии между АО «Национальное агентство по экспорту и инвестициям «KAZNEX INVEST» и Фондом «Шелковый путь» по созданию специального инвестиционного фонда для проектов индустриально-инновационного сотрудничества.

Можно добавить, что еще до текущего визита китайская компания «Синьцзян Гуаньхэй Зимунай СПГ развитие» решила построить в Казахстане завод по сжижению природного газа стоимостью $75 млн. Таким образом, стратегический партнер ожиданий не обманул, столь необходимые Казахстану проекты в сфере новых технологий, энергетики и транспортной инфраструктуры будут поддержаны китайской стороной.

Более того, АО «НК «Астана ЭКСПО-2017» заключила Меморандум о сотрудничестве с Китайским бюро международного туризма. Странно, что этого не было сделано уже давно, но понятно, что китайский турист один из наиболее вероятных, в качестве массового посетителя выставки в Астане. Во первых в силу географии, а во вторых, в силу интереса китайских компаний к передовым технологиям.

Также, нужно выделить обмен ратификационными грамотами по Договору между РК и КНР о передаче осужденных лиц, что окончательно позволит казахстанским осужденным в Китае, отбывать срок в Казахстане. Это важный психологический момент, казахстанцы довольно негативно реагировали ранее на то, что у Казахстана нет возможностей перевести осужденных казахстанцев в отечественные исправительные учреждения.

Тем самым, наступает новый этап стратегического партнерства, который будет означать значительное качественное увеличение китайского капитала и технологий в казахстанской экономике.

Каукенов Адиль
Фото: 24.kz
Астана
Актау
Актобе
Алматинская область
Алматы
Греция
Казахстан
Китай
Кызылорда
Пекин
Семей
Турция
Центральная Азия
Япония

Читайте также

Следите за новостями zakon.kz в:

Популярные новости

Под угрозой оказались казахстанцы, чьи дети служат в армии

Женские привычки, которые бесят мужчин больше всего

Изменения в продолжительности дня на планете заметили ученые

КГД опубликовал важное оповещение для налогоплательщиков

Дмитрий Нагиев выставил "космический" ценник к новогодним корпоративам