Эксперты прогнозируют ухудшение качества бензина в Казахстане

Нынешняя стоимость бензина неоправданно завышена, если подсчитать себестоимость его производства на казахстанских НПЗ. 
Но это еще не все, скоро по этой высокой цене потребителям будут подсовывать АИ-80 вместо АИ-92, рассудили отечественные эксперты, передает Радиоточка.

«Горячую» топливную тему, подкрепив ее интересными расчетами, на своей страничке в «Фейсбук» прокомментировал бывший глава транзакционного глобального банкинга бывшего HSBC Казахстан Алихан Канапия. Сейчас баррель сорта Brent стоит порядка 50 долларов. Казахстанская нефть по своему качеству ближе к сорту Urals, который FOB (Free On Board, то есть с бесплатной доставкой на борт судна) на Черном море стоит порядка 45 долларов за тонну. Эта цена включает в себе расходы на доставку и все экспортные платежи и пошлины. В одной тонне содержится примерно семь баррелей казахстанской нефти, более тяжелая в сравнении с американским эталоном, пояснил он. То есть экспортная цена одной тонны местной нефти составляет порядка 315 долларов или 76 тыс. тенге по курсу 242 тенге за доллар.

Правительство обязало недропользователей продавать сырую нефть для переработки на отечественных НПЗ, около 8 млн. тонн в год, по внутренней цене, то есть примерно по 150 долларов за тонну или 36 тыс. тенге по нынешнему курсу. По данным Канапия, стоимость переработки одной тонны сырой нефти на местных заводах составляет около 12 тыс. тенге, а глубина переработки нефти 80%. При этом объем переработки бензина составляет 45%, дизтоплива - 35%. Оставшиеся 20% - это темные нефтепродукты (мазут, печное топливо и прочее). Нескончаемые реконструкции трех крупных НПЗ проводятся с целью повысить глубину переработки нефти до 90-95%. Но стоимость таких технологических перестроек Алихан Канапия считает ужасающей - порядка 2 млрд. долларов.

«Таким образом, средняя себестоимость переработки одной тонны сырой нефти составляет 48 тыс. тенге (36 тыс.тенге +12 тыс.тенге), 450 кг бензина по 48 тенге, 350 кг дизеля по 48 тенге и 200 кг мазута и прочего по 48 тенге. Теперь переводим это все в литры, которые мы и покупаем на АЗС. Тонна бензина марки АИ-80 и АИ-92 стоит 48 тыс тенге, но в одной тонне содержится 1370 литров бензина, что приводит к отпускной стоимости одного литра бензина на воротах из НПЗ по 35 тенге. С дизелем та же история, то есть в одной тонне дизтоплива содержится 1300 литров. Значит, литр на выходе стоит 37 тенге. А на АЗС бензин стоит 128 тенге, дизтопливо 91 тенге», - подсчитал Алихан Канапия.

В России при курсе 36 рублей за доллар литр бензина АИ-92 стоил 32 рубля, столько же он стоит сейчас при 67 рублях за доллар. Из этих 32 рублей 20 рублей поступают в госбюджет в виде налогов, а оставшихся 12 рублей трейдерам «хватает на все про все», добавил он.

«Сколько тенге идет в бюджет РК из 93 тенге, которые являются разницей между стоимостью бензина в 35 тенге на выходе с НПЗ и продажной ценой на АЗС в 128 тенге? В Турции бензин стоит примерно 500 тенге за литр, 400 тенге из них идут в бюджет. Неужели разницы между 35 и 108 тенге было недостаточно?» - задался он вопросом.

В своем комментарии к посту Алихана Канапия пользователь «Фейсбук» Руслан Аршидинов сообщил, что у каждого нефтеперерабатывающего завода свое процентное соотношение выработки продукции. Например, на Шымкентском НПЗ оно следующее: АИ-92 - 9-12%, АИ-80 - 8-10%, АИ-96 - 1-1,8%, дизтопливо - 24-27%, авиационный керосин 2-3,5%, мазут - 5-18%, вакуумный газойль -15-18%, газ - 1-3%, потери - 5-7%. Процентное соотношение производимых нефтепродуктов на выходе напрямую зависит от качества нефти, сезона и технологического цикла. У Атырауского НПЗ выход светлых нефтепродуктов еще ниже, пояснил он.

«Если я не ошибаюсь, то наилучшие показатели на выходе светлых продуктов у Павлодарского НПЗ. Что касается себестоимости продукции так в нее помимо стоимости нефти и переработки – процессинга, а не толлинга – так же входит транспортировка, акциз, который на бензин пока составляет 4,5 тысячи тенге на тонну и около 600 тенге на дизтопливо, и, конечно же, куча откатов», - поясняет Аршидинов.

Государственное регулирование цен на ГСМ существовало потому, что они были завышены из-за олигополии на этом рынке. Фактически, крупных автозаправочных сетей не так уж и много: «КазМунайГаз», Helios, Sinooil, Royal Petrol и «Газпромнефть». Теперь же страна может вернуться к тем временам, когда оптовые игроки регулировали рынок топлива, а крупные автозаправочные сети, чтобы не упустить свою маржу, будут адекватно поднимать цены на бензин, считает директор инвесткомпании BRB Invest Галим Хусаинов.

«Государство будет пытаться регулировать цены на бензин через «КазМунайГаз». Мы видим, что цены на их заправках упали до 125 тенге за литр бензина. Но никто из крупных сетей не последовал этому примеру. Теперь у КМГ увеличатся объемы продаж, что может привести к дефициту бензин в их автозаправочной сети, а значит, крупные игроки будут вынуждать их поднимать цены», - сделал он выводы.

Существующий диспаритет стоимости АИ-80 и АИ-92 может сыграть против потребителей, сделал он оговорку. Цена на АИ-80 осталась на уровне 89 тенге и выше не поднимется, АИ- 92 сейчас торгуется в диапазоне 125-130 тенге за литр, то есть разница составляет 34 тенге за литр. Это очень большой разрыв, считает Хусаинов, поэтому у многих участников розничного топливного рынка появится большой соблазн повысить октановое число АИ-80 за счет присадок собственными силами.

Чтобы «поднять» одну тонну АИ-80 до АИ-92 нужно потрать примерно 60-100 долларов, то есть 14,5 - 24 тысячи тенге. В одной тонне примерно 1350 литров бензина, а значит, себестоимость компаудирования составит примерно 10-17 тенге на литр. Доход после проведения этой операции составляет 17-24 тенге с литра бензина. То есть при высоких ценах на АИ-92 потребители еще получат очень низкое качество бензина.

«Поэтому, господа автолюбители, будьте бдительны на АЗС, ибо, когда у владельца есть желание заработать, он не будет смотреть на качество», -заключил Галим Хусаинов.

Ксения Бондал
Фото: 2automobiles.com
Следите за новостями zakon.kz в: