Скандал с простоем транзитного груза в Актау достиг международного масштаба. Сотни предпринимателей в Баку заявили о своем банкротстве. Они так и не дождались товара, который из Китая через Казахстан должна была доставить компания "Классик -2", сообщает 31 канал.
Ранее её руководитель Навруз Бархударов заявлял, что вагоны остановили из-за перегруза в 7 килограммов. А потом ему якобы предлагали решить проблему в кабинете у столичных чиновников.
Навруз Бархударов уже месяц ведет настоящую войну с казахстанской бюрократической системой. Все началось с того, что в начале августа представители агентства по госдоходам Казахстана задержали три вагона с товаром, который его компания должна была переправить через Каспийское море в Азербайджан.
Официальная причина - перегруз в семь килограммов. Хотя предпринимателю якобы намекнули, что проблему можно решить. Когда бизнесмен отказался, его фирму обвинили в экономической контрабанде и подделке документов.
Навруз Бархударов, представитель ТОО «Классик-2»:
- Мою печать изъяли и теперь штампуют, якобы в Казахстан заезжает груз, и я отправляю его в Казахстан. Вот эту ситуацию придумали. Два документа подделали. Я прошу транспортную и Генеральную прокуратуру обратить на это внимание, что их тоже в заблуждение ввели. У меня есть письма о прекращении дела.
В итоге, весь груз был арестован в порту Актау, а сам скандал достиг международного масштаба. На днях ситуацию прокомментировали в Государственном таможенном комитете Азербайджана, глава которого заявил, что проблему удалось решить.Такое заявление немало удивило бакинского предпринимателя Камандара Чопурова, который уже в ближайшее время может объявить себя банкротом. Еще в начале августа бизнесмен должен был получить большую партию товара из Китая.
Камандар Чопуров, предприниматель г. Баку:
- После школы уже никто не будет покупать этот товар. Он остается на следующий год. Но в следующем году уже другие товары идут, и модель меняется, и он уже не продается. За счет этого выходит, что уже в убыток этот товар, потому что он уже устарелый.
С аналогичными проблемами столкнулось большинство владельцев торговых точек на двух крупнейших рынках Азербайджана. Практически каждый день эти люди штурмуют офис той самой логистической компании, которая занимается доставкой грузов из Казахстана в Азербайджан. В общей сложности, от действий казахстанских чиновников пострадало свыше тысячи торговцев, которые не получили свои товары. Доведенные до отчаяния люди даже устраивали митинги у посольства Казахстана, но дело с мертвой точки так и не сдвинулось.
Тимур Ермашев, корреспондент:
- Чтобы представить масштабы происходящего, достаточно сказать, что 90% из всего представленного здесь ассортимента было доставлено в Азербайджан через территорию Казахстана. Сейчас торговцы распродают товар, полученный до того, как начались задержки в порту Актау. Когда будет новое поступление, не знает никто. Так же, как никто не знает и того, будет ли оно востребовано, ведь товар сезонный, и, соответственно, время играет против местных предпринимателей.
Представители компании «Классик-2» - крупнейшего транзитного перевозчика из Казахстана в Азербайджан - говорят, что обращались во все инстанции - от департамента госдоходов Мангистауской области до генерального прокурора Казахстана. Последняя инстанция - Президент республики.
Фаик Зульфагаров, начальник отдела перевозок ТОО «Классик-2»:
- Мы обращаемся к господину Назарбаеву, Главе государства Нурсултану Абишевичу, потому что это самая высшая инстанция, куда мы можем обратиться. Мы обращаемся к нему, чтобы он помог нам в пресечении этих негативных факторов, чтобы виновные были наказаны, чтобы помочь нам в возобновлении нашей предпринимательской деятельности.
На данный момент сумма ущерба, которую понесла одна только компания «Класссик-2», исчисляется десятками миллионов тенге. Более того, из-за проблем с агентством по госдоходам было закрыто представительство азербайджанской компании в Казахстане, и теперь товары в Баку будут поступать в обход территории нашей республики через Иран. Это означает, что Казахстан может потерять миллионы долларов в качестве оплаты услуг за предоставление транзитного коридора.
Тимур Ермашев, Думан Сулейменов