Казахстан может и должен быть в европейской культуре. Об этом в ходе конференции посвященной роли бийских судов в мировой цивилизации в Верховном Суде Казахстана заявил, профессор римского университета Ла Сапиенца, уполномоченный директор EURAS, Фабио Грасси, передает корреспондент Zakon.kz.
По его словам, интерес европейцев к Центральной Азии был относительно высоким, начиная с 5-го века нашей эры. Однако, с образованием Казахского ханства, где в отличии от Старого Света правителями становились личности, а не потомки великих династий, интерес пошел на спад.
Тем не менее, о более раннем периоде жизни предков современных казахов европейцам кое-что известно.
«Для европейских исследователей, путешественников, купцов – земля средней Азии, была землей великих пространств, больших приключений, кочевников и незабываемого эпоса. Ни что не может значить больше в познании вопроса торговли, материальных и духовных ценностей, чем Шелковый Путь. Даже в то время, Шелковый путь мог стать для путешественника путем познания, получения нового опыта, обогащения новыми знаниями».
«Впрочем, несмотря на известные нам поездки Александра Македонского, древние римляне имели довольно смутные представления о восточном мире, великой парфянской империи. Очень важные контакты произошли между 5-8 веками, в тот момент, когда тюрское население - гунны, авары совершали важные экспедиции и создавали государства в центральной и восточной Европе. Они участвовали этом великом, общем движении общин, которое сделало Европу такой, какой мы ее видим сейчас, - сказал в ходе своего доклада Фабио Грасси. - Позже в 6-м веке небесные тюрки, или как их называют в Казахстане «Көк түріктер», которые правили лучшей частью Казахстана, отправили посольство в Константинополь для того, чтобы сформировать альянс с византийцами и начать торговлю шелком непосредственно с ними, - рассказал о контактах тюрков с европейцами профессор. - А с исламизацией и тюркизацией большей части Центральной Азии предки современных казахов получили более хорошие знания о земле Арама для того, чтобы пережить восточную часть римской империи, то есть византийскую империю».
«Молодой Марко Поло путешествовал по Центральной Азии и оставил свои воспоминания в европейской культуре, о территории современного Казахстана, как о великолепной земле, которая в географическом окружении очень сильно отличается от лидирующей Европы и малой Европы. С Османским завоеванием Константинополя, и как следствие радикальные изменения в торгово-экономической среде города, В Европе произошло снижение интереса к Центральной Азии. Помимо этого, Тамерлан был хорошо известен в европейской культуре, но появление великого казахского ханства, рождение и слава государства в котором четко назвались имена людей, а не династий не вызывали достаточного интереса, для проведения исследований».
«Намного позже, европейские дипломаты будут внимательно следить за российской экспансией Центральной Азии, - продолжил итальянский профессор. – Но на тот момент все еще был незначительный разрыв в популярной европейской культуре. Поэтому одна из задач современной европейской культуры – получить и передать глубокие знания о пост-тамерланской Центральной Азии, и в частности об истории Казахстана. Для того, чтобы понять, учиться, и научить о Казахстане который обладает растущей мощью, и имеет возрастающие отношения с Европой».
В речи иностранного профессора не обошлось и без реверансов в адрес развития страны и мудрого руководства, с конкретным посылом – Европе есть чему учиться у Казахстана.
«Казахстан под внутренним философским вдохновением руководства, президента, создает столь великое движение внутри страны в сторону развития. Большие достижения во многих, важных областях начиная от экономики, заканчивая культурой, в эпоху независимого Казахстана, но в мире, где есть конфликт религиозных и политических фанатов, руководство страны поддерживает мирное существование своих граждан, либеральность, равноправие и свободу вероисповедания. Европа должна сравниваться с интенсивным вызовом Казахстана об интеллектуальном сотрудничестве и должна смотреть на Казахстан с большим интересом, - заявил он».
«Я как итальянский ученный посвятивший свою жизнь изучению османского политического пространства, тюркскому миру, и как представитель итальянского университета, сегодня горд и счастлив заявить о том, что мой университет готов и желает внести вклад в развитие итальяно-казахских отношений с университетом Аль-Фараби в Алматы. Мы недавно подписали соглашение, которое предполагает обучение молодых казахов, и мы над этим сейчас работаем».
Татьяна Ковалева, Астана