BBC называет его никак иначе как «Звезда рок-оперы из Казахстана», а издание Los Angeles weekly внесло его в число 50-ти самых значимых людей, внесших вклад в культуру города. О себе и своих творческих планах Тимур Бекбосунов рассказал в эксклюзивном интервью корреспонденту Казинформа.
Уроженец Казахстана Тимур Бекбосунов уже давно живет и работает в США, куда он попал в 16 лет по программе культурного обмена в целях изучения английского языка. Спустя время, он поступил и с успехом окончил Консерваторию Бостона «New England Conservatory», а после чего переехал в Лос-Анджелес, где и живет по сегодняшний день. Тимур принимал участие во многих театральных и оперных постановках, среди которых особенно можно выделить с успехом принятую в Америке Кантату «Молчание Великой Степи» в которой он выступил в качестве исполнителя и продюсера. Но главным проектом артиста можно назвать группу «Тимур и его копеечный музей», образованную в 2010 году и которая сочетает в себе красоту оперного вокала с энергетикой рок музыки. Не так давно Тимур Бекбосунов представил зрителям новый проект - рок-оперу «Коллапс».
Западные слушатели хорошо знакомы с вашим творчеством, а как обстоят дела с казахстанской публикой?
Я не уверен, что мои работы хорошо знают в Казахстане. Ориентация моей профессиональной деятельности направлена на англоязычную аудиторию. Но конечно, мы живем в глобальном мире, где барьеры культур и традиций постоянно раздвигаются и расширяются, и я иногда получаю сообщения через интернет, где люди обычно пишут, как им было интересно открыть для себя мое творчество.
В каком формате вы сейчас выступаете, на каких площадках?
Я продолжаю петь на оперных сценах в США и Европе, в основном работая в сфере современной музыки, и также выступаю со своей группой «Timur and the Dime Museum» на музыкальных и арт-фестивалях.
Планируете ли какие-нибудь проекты в Казахстане? Может быть, гастроли с Вашей группой по Казахстану?
Мне бы очень хотелось приехать со своей группой в Казахстан. Наше направление сейчас находится не только на песенном уровне, а входит в сферу более тематического, театрального развития. Первые годы мы играли в клубах, но постепенно отошли от этого, поскольку для нас более захватывающе создавать концепцию в наших выступлениях, где песни и тема, которая их объединяет, существуют как одно целое, как допустим жанр оратории.
Пост-панк и оперный вокал достаточно интересное сочетание, почему вас заинтересовало именно это направление, эта эстетика?
Я большой фанат Дэвида Боуи, Квин, Ника Кейва, Трента Резнора, Нины Хаген, и многих других, которые несомненно, сформировали мое вокальное исполнение. Но классический оперный звук стал фундаментом, поскольку я все-таки закончил консерваторию, и такие оперные певцы как Николай Гедда, Монсеррат Кабалье, Альфредо Краус, продолжают вдохновлять. Эта совокупность - пост-панк и оперный звук - в какой-то степени пришла натуральным образом, творческим поиском.
Хотели ли бы Вы поучаствовать в совместном проекте с кем-то из казахстанских исполнителей? Может быть в отечественной оперной постановке?
Много лет назад, у меня был небольшой вечер с театром «Артишок», и в 2011 году, два концерта Кантаты «Молчание Великой Степи». Были предложения, но пока все на уровне разговоров. Я буду очень рад принять участие в проекте в Казахстане, если будет возможность, особенно если это будет проходить в необычных местах. Но конечно, выступить в оперном театре в Алматы было бы очень приятно - там, где я услышал свою первую оперу, Севильский Цирюльник.
Как американская публика приняла Кантату «Молчание Великой Степи»?
Она очень понравилась зрителям, и в плане необычной музыки композитора Энн ЛиБэрон и самой интерпретации всех участников концерта. Мы надеемся привезти этот проект в США в 2017 году с первоначальным исполнителем Кантаты, ансамблем Сазген-Сазы.
Насколько западная публика открыта для иностранной музыки в данном случае для казахстанских национальных мотивов?
Западная публика сейчас уделяет особое внимание традиционным и фольклорным исполнителям, и я уверен, что казахская национальная музыка может быть хорошо воспринята в США - наверное, даже гораздо более, чем классическая или популярная, поскольку такая этно-музыка входит в жанр, который называют World music - музыка народов мира.
Расскажите подробнее о рок-опере «Коллапс», что она из себя представляет?
«Коллапс» - это видео шоу, основанное на музыкальной форме Реквием, с драматургическим повествованием о человеческом влиянии на окружающую среду. Каждая песня этого Реквиема, с небольшой дозой черного юмора, описывает глобальные бедствия экологии, которые ведут или уже привели к нарушению функционирования природы. Различные проблемы, такие как ядерные испытания, проблемы с океанами, обезображивание земных ландшафтов и поиск новых энергетических ресурсов - в песенной форме исполнены группой. Несмотря на то, что все звучит очень серьезно, «Коллапс» - это не академический спектакль-симпозиум или съезд по решению этих проблем.
Чего вы ожидаете от этого проекта?
Премьера «Коллапса» прошла в Лос-Анджелесе в 2014 году, с выступлениями в Miami Art Center и Operadagen Rotterdam Festival. Неделю назад, мы выступили на престижном фестивале Бруклинской Академии Музыки, одном из старейших театров в США, и будем продолжать гастроли в Бразилии и Мексике. 20-го октября выйдет наш альбом песен из «Коллапс», и уже вышел первый клип на одну из них.
Планируется ли показать «Коллапс» в Казахстане?
Одним из главных направлений для решения экологических проблем является формирование в обществе экологического сознания, с неизменным вектором на гармонию человечества с природой. В связи с World Expo 2017 в Казахстане, и главной темой «Future Energy - action for global sustainability», премьера в Казахстане нашего прогрессивного видео-музыкального произведения, столь близкого теме, будет очень актуальна. Я очень надеюсь, что нам удастся привезти этот проект в Казахстан, хотя пока существенных обсуждений еще нет.
Как часто Вы бываете в Казахстане?
Я бываю в Казахстане раз в году, и конечно хочется навещать родину чаще, но пока, нет возможности. Связь с Казахстаном я не теряю. В США, я держусь в плотном контакте с Посольством РК, и в Казахстане, нахожусь в курсе новостей, особенно в сфере культуры. Одно из моих творческих увлечений - это продюсирование и организация арт-фестивалей, и может быть у меня будет возможность создать что-нибудь подобное для публики в Казахстане. Хочется привезти самые новые проекты, которые сейчас набирают силу в США, и не совсем известные широкой аудиторий, поскольку именно такие проекты радикально влияют на будущее развитие искусства.
Тимур, нам известно, что вы не планировали заниматься музыкой и открыли для себя это направление можно сказать «случайно», может быть, у Вас есть какие-то советы для начинающих исполнителей, над чем нужно работать и на что обращать внимание, чтобы добиться результатов?
Я действительно не планировал быть певцом, это получилось более по обстоятельствам. При поступлении в Американский университет, мне дали небольшой грант со стороны музыкального отделения. Для каждого артиста, выход на творческий путь, очень часто тернистый, всегда индивидуален. Иногда талант просвечивается очень рано, иногда нет. Вполне возможно, что музыкальное образование может играть какую-то роль, но особенно говоря о популярных жанрах, это не главное. В любом случае, очень важно уделять внимание с 6-7 лет не только фундаментальным наукам, математике и спорту, но и также культурному развитию, которое не должно оставаться на уровне поверхностного ознакомления.