Казахстанский Аральск может вернуть утерянный статус портовой гавани. В регионе идет реализация проекта века «Регулирование русла реки Сырдарьи и сохранение северной части Аральского моря». Благодаря этому удалось создать первое рукотворное море Малый Арал. Сегодня он переживает второе рождение, сообщает khabar.kz.
Совсем недавно многие эксперты считали Аральское море безвозвратно потерянным. Пересыхание имело тяжелые экологические последствия. Была утрачена половина генофонда растительного и животного мира. Перестало существовать судоходство и рыболовство.
За годы обмеления вода ушла от города на 150 километров. Сегодня это расстояние сократилось до 17 километров. Вместе с морем вернулась и рыба. Увеличились объемы ее добычи.
Есет Назашов, рыбак:
- Рыбным промыслом занимались мои предки, теперь занимаюсь и я. Это наш единственный источник дохода. В сутки вылавливаем 200-300 килограмм рыбы.
Марат Бозгулов, руководитель Кызылординского филиала РГП «Казсушар»:
- Северную часть моря Малый Арал должны были заполнить водой за 36 месяцев. В рамках проекта «Регулирование русла реки Сырдарьи и сохранение северной части Аральского моря» в 2005 году была построена Кокаральская перемычка. Она позволила возродить Малый Арал всего за полгода.
В 60-х годах прошлого века Арал представлял собой внушительный водоем, площадью около 70 тысяч квадратных километров. Море, по объему занимавшее четвертое место после Каспия, утратило три четверти своего объема и 60 процентов водной глади. Но, несмотря на это, казалось бы, безвозвратно утерянный Арал сегодня удивляет весь мир.
Изабель Маглан, сотрудник французской национальной телекомпании:
- Я видела Аральское море 20 лет назад. Тогда здесь была пустыня и похороненные в ней корабли. Сегодня все иначе. Появилось очень много красивых мест. Это первый случай в мире, когда людям удалось спасти целое море. Это удивительно!
Сегодня казахстанский проект вступает во вторую фазу. Дальнейшая его реализация позволит не только увеличить втрое морскую акваторию, но и вернуть городу Аральску утерянный статус портовой гавани, уверены специалисты.
Райхан Тажибаева, Альхайдар Турлыханов
Фото: ecology-of.ru