Лариса Ануфриева много лет подкармливает бродячих собак. Псы в руки не даются, но всегда приветливо машут хвостами. Вот и в то утро женщина, как всегда, собиралась покормить животных. Но вместо этого ей пришлось их спасать, пишет "Новый вестник".
«Пусть знают, что едят!»
- Вот эта бортовая машина, «ГАЗель», приезжает к нам уже второй раз или третий раз, – рассказывает Лариса, показывая фотографии. – Находящиеся в ней люди говорят, что получили от акимата разрешение на отстрел бездомных животных. Суют в нос какие-то корочки, а что там написано, не дают разглядеть. Они стреляют в собак, забирают трупы, быстро залезают в машину и удирают. Собаки у них в кузове находятся в ужасном состоянии. Я сфотографировать не смогла, они с места дернулись, а за кузов держаться побоялась. Но мне удалось откинуть кусок линолеума, который прикрывал животных. Лежала небольшая собачка, у нее рана шла через все тело, от лопатки и через спину. Крупная, открытая, кровоточащая рана. И она еще продолжала дышать, мучиться. Представляете, что они делают? Они стреляют из пневматики, видимо, каким-то ядом. В первые десять секунд собака просто падает. Ее несколько минут бьет в конвульсиях. Я, наблюдая эту сцену, плакала, потому что выдержать такую картину без слез очень сложно. На балконе кричали и рыдали в голос дети. Ведь все это происходит под окнами жилых домов. Даже если они стреляют из пневматики, где гарантия что они не попадут в человека? В того же ребенка, которого они якобы ограждают от собак. И кроме этой красной корочки, которую они мне показывали трясущимися руками, никаких других документов у них с собой не было. Документ от акимата никакой не показывают. Я за ними гонялась по всему полю. Стоило мне их только догнать, как они тут же прыгали в машину, и снова удирали. Мы все время подкармливаем этих собак, они не голодные. Зачем им нападать на людей? Сытая собака никого не тронет. А мы кормим их утром и вечером…
Одну собаку Ларисе все же удалось спасти. Дротик с ядом задел лапу, и не успел полностью подействовать. Женщина погрузила животное в багажник и отвезла в гараж.
- Что меня удивляет, так это отсутствие у «охотников» нормальных документов, – возмущается женщина. – И куда они потом везут этих собак? В ресторан? У нас сейчас много кафе, где люди едят собачатину. Лично мне это кажется странным. Как можно друга своего есть? Тут, казалось бы, животных на убой растят – коров, свиней. И то их жаль. А как можно есть того, кто тебя может защитить, у кого такие преданные глаза? Животные попадают на улицу исключительно по вине людей. Кто-то выбрасывает собственных собак, кто-то избавляется от ненужных щенков и котят. В городе всегда есть вода, еда и убежище. Еще одна жительница Сортировки – Юлия, была свидетельницей другого отлова.
- Поражает, что все это происходит средь бела дня, когда люди идут на работу, дети – в школу, – говорит она. – А эти охотники просто приезжают на своей колымаге и начинают стрелять. Разве на это можно как-то нормально реагировать? Кроме ужаса и отвращения, ничего не испытываешь. Люди, когда это видят, всегда стараются остановить охотников. Но им, похоже, плевать даже на то, где отстреливать животных. В прошлый раз это произошло прямо у церкви, на глазах прихожан. Ничего святого у людей нет!
«Зверские законы»
В городском акимате нам пояснили: разрешение на отстрел должно быть. Но вот в самой фирме, которая собирает заявки, с этим не согласились.
- Люди сами звонят по телефону, вызывают охотников, а потом рассказывают что попало! – возмутились там. – Наши сотрудники никуда просто так не едут. Их вызывают жители, которые и жалуются на бродячих собак. Все заявки мы принимаем по телефону. Так что никаких письменных документов у нас нет.
Все, что нужно для того, чтобы избавиться от животных, – это позвонить. У вас спросят адрес, номер телефона, имя и фамилию, равнодушно поинтересуются: «собаки, да?». И отправят наряд. Причем разбираться, домашняя собака там бегает или уличный барбос, никто не станет.
Правила отстрела каждый регион регулирует сам. Обычно это отлов или отстрел. В первом случае животных содержат некоторое время в питомниках, а потом убивают. Отстрел обычно производят пулями либо дротиками с ядом. Этот метод самый неэффективный и опасный. Забивать животных палками, душить или топить – запрещено. По закону убивать их можно только с помощью инъекции.
«В порядке вещей»
Иногда кажется, что для некоторых людей насилие над животными – норма. Для многих недостаточно просто издеваться над птицей или собакой. Нужно чтобы это увидело как можно больше людей. Интернет заполнен жуткими видео с убийствами домашних и диких животных. В июле несколько живодеров убили волчат в Актюбинской области. С диким смехом они втаптывали щенков в землю и записывали свои действия на камеру. Виновных так и не нашли. В Уральске на глазах людей животных расстрелял сотрудник полиции из табельного оружия. А между тем в Казахстане действует статья №316, под которую попадают подобные преступления. Только полиция не слишком спешит возбуждать уголовные дела. Самым резонансным делом стала история с краснокнижным пеликаном. Птица отбилась от стаи и около месяца жила в пойме Иртыша. А потом бесследно исчезла. Через несколько дней в Сети появилось видео, где двое рыбаков издеваются над пернатым. На кадрах видно, как они на моторной лодке догоняют пеликана. Птица пытается сбежать от живодеров, но падает в воду, где ее и ловят. Что случилось с птицей дальше, неизвестно. Но виновника все же нашли и наказали. Гражданин Хлыстун выплатил ущерб в размере 780 тысяч тенге. Но это единичный случай. Алматинский общественный фонд «Kare-Забота» создал петицию на сайте change.org с обращением к президенту. В ней работники фонда требуют остановить нарушение законов и безнаказанную жестокость.
«Научно доказано, что жестокое обращение с животными и бытовое насилие – два феномена, идущие бок о бок. Плохое обращение с детьми и стариками в своей основе имеет те же самые причины, что и плохое обращение с животными», – говорится в петиции. За первые семь дней ее подписали более двух тысяч человек.