Нужен ли казахстанцам новый общественный договор – эксперты

Участники Дискуссионного клуба «Атамекен» при НПП считают необходимым разработать новую концепцию социального государства.
Социальное – не с точки зрения помогать бедным, а быть партнером с социумом, помогать и взаимодействовать.

Незадолго после того, как Правительство и Национальный банк Казахстана объявили о новой денежно-кредитной политике в стране, отменив валютный коридор, председатель Правления Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Аблай Мырзахметов заявил, что «государству необходимо заключить социальный контракт с населением. Необходимо четкое и последовательное исполнение государственных реформ, создать возможности для развития малому и среднему бизнесу».
Было созвано заседание Дискуссионного клуба «Атамекен» при НПП, на которое пришли такие известные политологи, экономисты и предприниматели, как Айдос Сарым, Эдуард Полетаев, Денис Кривошеев, Андрей Чеботарев, Марат Баккулов, Маргулан Сейсембаев, Магбат Спанов, Марат Шибутов. Они обсуждали вопросы: как мотивировать экономически активное население к новому социально-экономическому поведению, что необходимо изменить в характере отношений между государством и обществом, как написать и выполнить эффективную программу социальных реформ, кто больше заинтересован в заключении социального контракта: власть, бизнес или население? Разговор состоялся ровно месяц назад, 26 августа, но вопросы, судя по выступлениям участников дискуссии, по-прежнему остаются актуальными.
Эдуард Полетаев: Идея общественного договора была известна еще со времен французских философов, она заключается в том, что государство в обмен на лояльность и способность граждан эффективно выполнять свои функции обеспечивает им ряд определенных преференций.

…Мы знаем, что государство уже заявило о ближайших смягчениях последствий введения свободного курса тенге. Это в частности такие меры, как компенсация владельцам теньговых депозитов до 1 млн. тенге в соответствии с тем курсом, который был до введения отмены коридора. Это возможность увеличения заработной платы государственным служащим. Но пока ничего не было сказано о других возможных последствиях для наименее социально обеспеченных граждан – инвалидов, пенсионеров. Мы не знаем, как поведет себя валютный курс осенью этого года, очень тяжело спрогнозировать цены на нефть, будут ли повышены тарифы на жилищно-коммунальные услуги. И таких активных вопросов достаточно много, поэтому неслучайно возникла идея о введении каких-либо субсидий специально уязвимым слоям населения. Как это будет сделано – вопрос тоже дискуссионный.

…Я даже не представляю, как общественный договор будет работать на практике. Если договор будет подписан между правительством, НПП, Гражданским альянсом, профсоюзами, на мой взгляд, грош цена этому договору. Спрашивается, кто будет ответственным за реализацию этого договора, даже если его подписать? Как ответственна наша власть - мы видим по элементарному обеспечению законодательства, которое нарушается. Надо подумать, как это будет работать.

Айдархан Кусаинов: Изменение общественного договора нужно давно, и это не связано с кризисом, не связано с девальвацией. Будет крайне обидно, если попытка сформировать новый диалог будет ограничена конъюнктурными вещами. Проблема стоит гораздо шире. Необходимо просто принципиально изменить взаимоотношения власти и общества. Сегодня у нас взаимоотношения выстроены патерналистски – власть сверху, общество снизу. Народ ждет и молчит. Отсюда идут закрытость, непрозрачность, откровенные заигрывания.

Сейчас важно изменить сам формат диалога и в первую очередь перейти к партнерству. Что подразумевает партнерство? Партнерство – это «ребята, вы общество, вы умные, самостоятельные, сильные субъекты. Мы вас поддержим, потому что вы партнеры. Вы тоже сами можете, потому что вы сильные, вы можете это делать, и мы поддержим вас в своем развитии. То есть, мы не будем защищать вас от российского импорта. Если вы идете в Россию, мы вам поможем. Если вы не хотите никуда идти, просите вас защитить, ну, ребята, вы же взрослые, ну, зачем вас «защищать», мы вас поддержим, если у вас будут идеи, если вы хотите что-то делать, если вы хотите выходить в эти рынки». Когда идет партнерское взаимодействие, это означает, что государство признает, что общество сильное, что граждане сильные, что с ними нужно «партнерить». И от них нужно питать силы. Это другая парадигма. Если возникает партнерство, то государство начинает дискутировать с обществом, как с партнером. А это значит, что государство задает те темы, которые интересны обществу.

Считаю крайне важным и принципиальным изменить сегодня формат взаимодействия. Первое - информационное пространство (любой социальный договор воплощается в информационном пространстве). Второе - взаимодействие законодательное ( вот тебе возможности законодательные, чтобы ты себя проявил). Третий момент – в части экономики. Нужно уйти от системы госкапитализма, но об этом – в следующей дискуссии. Нам нужно разработать свою новую концепцию социального государства. Социальное – не с точки зрения помогать бедным, а быть партнером с социумом, помогать и взаимодействовать.

Айдос Сарым: В новом общественном договоре должны быть реформы экономики, права человека в обмен на новое качество роста и благополучия в новых условиях. Все, наверное, согласны, что ближайшие 3-4 года будут плохими, может быть, очень плохими, скажем, тех вариантов для социального популизма и подкупа населения у власти уже не будет. Государство теперь должно отдавать людям то, что так бездарно, слепо отдали власти. Это права в части открытости, выборности и т.д. Почему это важно? Если сравнить поезд нашей государственности, то раньше, чтобы он ехал с определенной скоростью, хватало того, чтобы мы туда подкидывали кизяк. Потом пришел другой период, нужно было дрова кидать. А сейчас нужно другое топливо, и это топливо – энергия нашего населения. Это построенное на доверии новое качество. Помните Алису в стране чудес? Для того, чтобы стоять на месте, надо бежать, а для того, чтобы куда-то попасть – бежать в два раза быстрее. А для этого много топлива нужно. Мы все видели, что все эти годы продолжался отрицательный отбор. Ни в одной сфере, кроме тендеров, нет конкуренции. Этот очень снизило качество госуправления; государственное мышление, госуправление, потребности и притязания очень низкие. Если мы действительно хотим модернизацию, хотим обеспечить элементарно гражданский мир, более или менее пристойный рост, то у государства других путей, как развивать конкуренцию, нет.

Подготовила Торгын Нурсеитова

Следите за новостями zakon.kz в: