С момента избрания нового состава руководства СБ РК прошло сто дней. Накануне круглой даты корреспондент sport.zakon.kz пообщался с новоиспеченным функционером Союза биатлонистов РК Еленой Хрусталевой и задал ей несколько злободневных вопросов, касающихся развития биатлона в нашей стране.
- То, что я теперь спортивный функционер – громко сказано, - начинает наш разговор о своей новой должности Елена. – Вице-президент Союза биатлонистов - общественная должность, которую я намерена совмещать со своей спортивной карьерой. Однако следует учитывать, что готовлюсь я уже не на все этапы Кубка мира, а выступаю только на определенных стартах. Соответственно, у меня появилось больше времени для общественной работы.
Когда мне сказали, какая у нас будет федерационная команда, я поняла, что не буду полностью погружена в организационную деятельность. У нас сложился славный, сплоченный коллектив, где каждый качественно выполняет свою работу.
С новым руководством СБ РК мы выстроили структура работы. То есть, если раньше в высшем биатлонном ведомстве страны это была просто группа людей, которая собиралась и пыталась решить наши проблемы, то сейчас это структура, которая имеет свое ранжирование, благодаря которому появился порядок. И этот порядок выстраивается не только внутри команды, но и структурно.
Мне не сложно совмещать спортивную деятельность с вице-президентством в Союзе биатлонистов РК.
- Это все хорошо, но как любая спортивная структура, Союз биатлонистов РК - организация общественная, сама по себе существовать не может. У вас должна быть связь с комитетом по спорту и профильным министерством. Как обстоят дела с этим?
- С Дирекцией штатных национальных команд (ДШНК) проблем нет, наши команды финансируются, хоть и не так как хотелось. А вот что касается министерства культуры и спорта...
Например, сейчас актуален вопрос проведения в Казахстане зимнего чемпионата Азии. Однако ответа из МКС РК до сих пор мы не получили. Между тем континентальный старт для нас необходим, как тестовые соревнования перед Универсиадой-2017.
Складывается мнение, что либо наше профильное ведомство сильно загружено, либо руководство МКС РК наш вид спорта рассматривает по вторичному принципу. Видимо развитие биатлона в Казахстане им не нужно. Вот насколько я знаю, у тех же лыжников уже утвержден FISовский старт и они к нему готовятся. Но мы-то представляем такой же зимний вид спорта, не отстаем, а даже превосходим по количеству завоеванных медалей на международной арене!
Может быть, глава Министерства культуры и спорта еще не до конца включился в свою работу и пока не понял, что такое биатлон в нашей стране? И что на прошлую Олимпиаду максимальное количество лицензий (10) завоевали именно биатлонисты, хотя по сравнению с другими видами спорта были несколько ущемлены финансово?
- Кстати, как в вашем виде спорта обстоят дела по поводу материально-технической базы?
- С материально-технической базой сейчас у нас большие проблемы. Представители предыдущего состава федерации отдали только 1/3 той базы, которая была закуплена. Мы не имеем автобуса, необходимого количества лыж. Дошло до того, что проводя летний чемпионат Казахстана у нас не было раций и номеров для участников соревнований. Если нам все же удастся получить одобрение на проведения первенства Азии, то мы столкнемся с тем, что у нас нет программно-аппаратной системы для фиксации порядка пересечения финишной черты, хронометража. Мы не можем даже найти имеющиеся по документам оборудование.
- Если смотреть на биатлон глазами спортсмена и спортфункционера, есть разница?
- Есть. Я стала присутствовать на всех тренерских советах и собраниях и стала отмечать, что список проблем все более расширяется. Эти вопросы становятся более глобальными, начиная от детского спорта, где я на собственные деньги покупала призы участникам, и заканчивая проведением чемпионата страны. Проблемы есть как в организационных мелочах, так и в глобальных финансовых вопросах.
Не надо забывать, что мировой биатлон ушел на десять шагов вперед и на одном энтузиазме далеко не уедешь. А то серебро, которое я завоевала в Олимпийском Ванкувере-2010, это ни что иное, как остатки тренировочной базы еще советских времен. Но надо двигаться дальше и растить достойную смену. А для этого нужна база, финансы и еще много чего. Чтобы изменить ситуацию в казахстанском биатлоне, мы пригласили тренера-консультанта Валерия Николаевича Польховского, который поднимал российский биатлон в не простые 90-е.
- Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы казахстанский биатлон ожил, и у нас появились не локальные успехи, а регулярные?
- Организация всей структуры тренировочного процесса наших ребят в полной мере не должно хватать только на год или два. Это долгий и кропотливый труд, плоды которого при нормальном финансировании мы пожнем только через 7-8 лет. У нас же получается, что про нас вспоминают только перед серьезными международными стартами. Вот, например, когда до домашней Универсиады-2017 останется полгода, только тогда нам станут уделять должное внимание спортивные руководители страны. У нас появятся все условия для тренировок и хороших выступлений на международной арене. Однако любой вид спорта должен развиваться постоянно. Не зависимо от того, скоро у тебя крупные международные состязания или нет. Плюс ко всему нужно подключать сервис. Начиная от врачей, массажистов, сервисменов и заканчивая приобретением современного оборудования. Во всем мире уже лет как 15 есть свои психологи, отдельные специалисты по технике и восстановлению после нагрузок. У нас это все напрочь отсутствует!
Для того, чтобы у нас все было на уровне, помимо хорошей команды, необходимо и внимание со стороны министерства. Как так? В биатлонной сборной РК финансируются всего по пять человек в мужской и женской командах? Это всего 30% оттого как должно быть!
- Есть ли уверенность, что с приходом нового руководства в Союз биатлонистов Казахстана в вашем виде спорта что-нибудь изменится?
- Мы верим в это. Иначе зачем бы я пришла работать в СБ РК?
Диляра Азанбекова