Странам ЕАЭС необходимо гармонизировать законодательство в сфере экономических преступлений. По мнению, доцента кафедры конституционного и муниципального права Тюменского государственного университета, Ивана Тарасевича, без этой меры развитие союза не представляется возможным, передает корреспондент Zakon.kz.
Причем, казахстанское законодательство может стать основой для нового, общего документа для стран содружеств.
«Обеспечение экономической безопасности для стран постсоветского пространства всегда было есть и остается актуальной задачей, - сказал в ходе своего выступления в рамках международной конференции «Экономическая безопасность государства», сказал Тарасевич, - А после подписание договора о ЕАЭС эти вопросы приобрели особое значение».
Он напомнил, что в договоре о создании ЕАЭС говорится, о необходимости гармонизации законодательств стран участниц, но конкретного перечня сфер, в которых стоит провести изменения не существует. Тем временем, по мнению спикера, одной из важнейших составных частей безопасности каждого государства является экономическая безопасность.
«В настоящее время юридическая наука каждого из государств в той или иной мере имеет глубокое юридическое образование и разработки относительно обнаружения и устранения негативных факторов, влияющих на экономическую безопасность, - сказал доктор юридических наук. - Но как показывает практика, такие исследования практически отсутствуют применительно ко всему ЕАЭС. Что негативно сказывается на обеспечении безопасности этого межгосударственного образования».
Выход из сложившейся ситуации видится спикеру «в глубоком и всестороннем обосновании разработки, принятия ее на вооружение и поэтапную реализацию новой, современной, и ориентированной на обозримое будущее концепции обеспечения экономической безопасности ЕАЭС». По правовой природе эта концепция, по словам Тарасевича, будет представлять собой правовую доктрину, которая должна обеспечить единый подход к решению экономической безопасности ЕАЭС.
«Уголовно-правовую защиту экономической системы сложного межгосударственного образования необходимо строить, отталкиваясь от комплексного анализа угроз экономической безопасности и основных мер его предупреждения, - сказал Тарасевич. - Поэтому полагаем, что соответствующие концепции обеспечения экономической безопасности государств ЕАЭС было бы правильно составить примерный перечень угроз в данной сфере».
Среди названных им проблем: общие тенденции к криминализации общества отдельных субъектов хозяйственной деятельности в связи с переживаемым экономическим кризисом, так называемый индекс общей преступности. Рост организованной преступности (в т.ч. уровень распространенности преступности в сфере государственной службы, в сфере связанной с производством и финансовыми потоками). Ослабление государственного контроля, которое может привести к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспорта, импорта, торговли. Незаконная трудовая миграция, которая наряду с «обычными» общеуголовными правонарушениями на территории стран ЕАЭС
способствует широкому распространению таких специфических экономических правонарушений как незаконное предпринимательство, незаконные сделки с валютными ценностями, и т.д, а также сопутствующие им коррупционные преступления. Также стоит выделить угрозу распространения коррупционных преступлений как самостоятельную угрозу экономической безопасности общества. Транснациональные преступления против экономической безопасности всех или ряда стран ЕАЭС. Нецелевое использование бюджетных средств, уклонение от уплаты налогов, фиктивные финансовые операции, легализация преступно нажитых доходов.
«Перечисленные угрозы характерны практически для всех государств Евразии и требуют надежного уголовного противодействия, - отметил Тарасевич. - В концепции стоит обратить внимание на проблемы транснациональных преступлений в экономической сфере, безусловно угрожающих безопасности стран ЕАЭС».
«Нужно сказать, что в настоящее время эффективное противодействие подразумевает уголовный кодекс РК, содержащий в себе нормы устанавливающие ответственность за создание и руководство транснациональной организацией и участие в ней, - отметил спикер. - Однако, в данном случае казахстанский законодатель не акцентирует внимание на экономической составляющей соответствующих правонарушений. Между тем уголовные кодексы РФ, Беларуси, Киргизии, Армении вообще не содержат аналогичных норм. В этом смысле необходимо отметить, что уголовный Кодекс РК в больше степени, чем законодательство партнеров учитывает современные реалии. Но и его следовало бы на наш взгляд несколько подкорректировать путем указания специальных норм и статей в 264,265 УК РК не только на транснациональные преступления но и на формирования действующие в нескольких странах ЕАЭС. Измененное таким образом уголовное законодательство Казахстана могло бы стать основой для текста соответствующего международного соглашения стран ЕАЭС с последующей ратификацией текста соглашения каждой из стран союза и внесением изменением в уголовные кодексы соответствующих стран, - подытожил он».
Татьяна Ковалева, Щучинск