Британские и белорусские экологи провели масштабную проверку ситуации в зоне отчуждения вокруг ЧАЭС и пришли к выводу, что животные вернулись на зараженные территории, которые сейчас больше напоминают заповедник, чем эпицентр крупнейшей техногенной аварии 20 века, говорится в статье, опубликованной в журнале Current Biology, передает РИА Новости.
"Вполне вероятно то, что сегодня численность диких животных в зоне отчуждения выше, чем она была до инцидента. Это не означает того, что радиация благоприятствует жизни зверей, а просто говорит о том, что охота, браконьерство, расчистка леса под пашни и прочие виды человеческой жизнедеятельности влияют на них гораздо хуже", — заявил Джим Смит (Jim Smith) из университета Портсмута (Великобритания).
Смит и его коллеги показали, что численность большинства крупных млекопитающих и прочих представителей фауны восстановилась достаточно быстро, за первые 1-10 лет после катастрофы на четвертом энергоблоке ЧАЭС, на протяжении почти 20 лет наблюдая за состоянием фауны в зоне отчуждения и в четырех белорусских заповедниках, не загрязненных радионуклидами.
Ученые проводили это исследование, проверяя выводы и гипотезы других экологов, утверждавших, что численность животных в зоне отчуждения продолжает оставаться на низком уровне и что радиация является главным ограничительным фактором в возвращении фауны Полесья в зону отчуждения.
За два десятилетия наблюдений экологи успели совершить множество вертолетных облетов зоны отчуждения, подсчитывая следы животных и тех особей, которых им удалось увидеть на месте, и изучая другие факторы, такие как эпидемии и различные неблагоприятные погодные условия, способные сказаться на численности зверей.
Как показали их наблюдения, на самом деле все обстоит иначе – на самом деле, число кабанов, оленей, косуль, волков и прочих крупных млекопитающих уменьшилось лишь в первый год после аварии и затем начало расти, достигнув старых отметок уже через 10 лет. При этом популяции тех же самых животных быстро сокращались на территории СССР и затем – России, Беларуси и Украины.
Сейчас, численность некоторых из них достигла рекордных показателей – к примеру, количество волков в окрестностях ЧАЭС сейчас в 7 раз выше, чем в белорусских заповедниках и заказниках. Нечто похожее наблюдается и в популяциях грызунов и прочих небольших млекопитающих.
Все это, как считают авторы статьи, говорит о том, что млекопитающие и прочие животные в целом способны переносить стабильно высокий уровень радиации, оставаясь здоровыми на уровне всей популяции (но не отдельных особей), если их жизни не будет мешать человек, в очередной раз оказавшийся главным негативным фактором в жизни дикой природы.
"На протяжении последних 20 лет я работала, изучала и фотографировала удивительный мир животных Чернобыля. Я очень рада тому, что наша работа наконец-то достигла ушей международного научного сообщества", — заключает Татьяна Дерябина, белорусский эколог из Полесского государственного радиоэкологического заповедника.
Фото gorod.tomsk.ru