В Алматы обсудили возможности и проблемы социального предпринимательства, сообщает Zakon.kz.
Вниманию участников, многие из которых – социальные предприниматели, либо намерены открыть социальный бизнес, были представлены презентации, семинары, пленарные заседания, дискуссии и различные социальные проекты.
- Надеемся, что данная конференция поможет стимулировать развитие социального предпринимательства в Казахстане и укрепить связи между социальными предпринимателями, общественными организациями, бизнесом и государственными органами, - говорит Роуэн Кеннеди, проектный менеджер партнерской программы Британского Совета в Казахстане «Ньютон – аль-Фараби».
Что такое социальное предпринимательство? На этот счет у каждого участника встречи свое видение. К примеру, Лейла Айтмуханова, представитель компании «Шеврон» считает, что «это возможность интегрировать бизнес-модель успешной компании с социальной моделью решения конкретных проблем общества».
- Социальное предпринимательство разительно отличается от благотворительности или социальной ответственности, - считает Асылбек Кожахметов, президент Almaty Management University. - Питер Дракер, основоположник теории бизнеса, говорил: «Если вы считаете, что целью бизнеса является прибыль, то вы должны считать, что целью жизни человека является дыхание». Да, прибыль, как и кислород – это инструмент, без которого нельзя прожить. Но на самом деле целью бизнеса всегда является страсть, интерес – социальный, патриотический, личный. Если говорить о различии благотворительности и социального предприятия, различие громадное. Благотворительность – это современная форма средневековой индульгенции. Бизнес таким необременительным способом как бы избавляется от необходимости быть социально ответственным, думать о благе общества более глобально. В случае социального предпринимательства ты вкладываешь в проект не только деньги, ты вкладываешь сердце, душу. Мы не против благотворительности, как таковой, но правильный, ответственный подход, на мой взгляд, – это когда вы делитесь сердцем, руками, волонтерами.
Леоне Джаретт из Школы социального предпринимателя, Лондон, рассказывая о возможностях в этой сфере, отметила, что учить предпринимательству, в том числе и социальному, нужно не в теории, а на практике.
Ксения Южанинова, директор Центра развития предпринимательства и инноваций AlmaU, убеждена: «Самые перспективные идеи рождаются в университетах, и от нас зависит, насколько эти идеи будут реализованы, и будет ли получен социальный эффект».
Талгат Доскенов, председатель Комитета социальной cферы и социального партнерства НПП "Атамекен", рассказал о продвижении законопроекта о социальном предпринимательстве в Казахстане: «Этот закон Национальная палата предпринимателей будет продвигать либо через министерства и правительства - это очень долгий путь - либо через инициативу депутатов. К сожалению, в Казахстане (по нашему опыту) между инициативой законопроекта и ее реализацией может пройти 15 лет, а то и больше».
Интерес участников конференции вызвала презентация проектов в сфере социального предпринимательства. Так, представители одной из групп рассказали о проекте «Дом мамы», который дает временное прибежище и возможность трудоустройства молодым матерям и их детям, оказавшимся без крова и поддержки близких. Эмин Аскеров из Астаны презентовал еще один пример социального предпринимательства - цех по производству плетеной мебели. Елдос Баялышбаев из Талдыкоргана открыл тренажерный зал для людей с ограниченными возможностями.
Также в рамках мероприятия прошли презентации и мастер-классы на тему фандрайзинга, финансовой грамотности, наставничества, маркетинга и нетворкинга для социальных предпринимателей.
Кроме того, участники конференции смогли ознакомиться с результатами исследования по социальному предпринимательству, проведенного лабораторией AlmaU. Результаты исследования послужили основой для дискуссии, в ходе которой обсуждались проблемы и перспективы социального предпринимательства в Казахстане, роль государства в продвижении концепции социального предпринимательства и привлекательность социального предпринимательства для бизнеса.
Согласно результатам этого исследования, в Казахстане пока нет общего понимания концепции социального предпринимательства, что порой приводит к неверным толкованиям. Для улучшения данной ситуации и поддержки дальнейшего развития социального предпринимательства, необходимо проводить разъяснительную работу и представлять примеры реальных проектов от практикующих социальных предпринимателей, считают участники алматинской встречи.
По итогам конференции принята резолюция.