В ходе заседания рабочей группы первый вице-министр Министерства по инвестициям и развитию Альберт Рау заметил, что внедрение данной нормы позволит омолодить казахстанский автопарк, поддержать отечественный автопром, пресечь массовый ввоз старых авто из ЕАЭС и навести порядок в сфере утилизации транспортных средств.
Новая инициатива правительства вызвала определенный ряд вопросов среди рядовых автолюбителей. В текущих условиях дополнительная статья расходов, бесспорно, окажется весьма ощутимой для казахстанца. В условиях мировой турбулентности экономика Казахстана чутко реагирует на все внешние факторы, влияющие на нее. Казахстанцы, в свою очередь, опасаются любых нововведений, в том числе и законодательных. Но всем уже давно понятно, что в сложившихся экологических условиях в республике, на которые также влияет и возраст автопарка, жить становится не безопасно как для жизни, так и для здоровья людей.
СПРАВОЧНО: На текущий момент автопарк РК состоит из 4,7 млн. автомобилей, из них 58,3%, или 2,7 млн. автомобиля имеют возраст 20 и более лет. При существующих темпах к 2020 году доля таких автомобилей возрастет до 72,9%. А теперь только если представить, что «ветераны» автопрома стоят в километровых пробках, выбрасывая в атмосферу тонны вредных веществ, и пока проблема утилизации старых авто не будет решена, ситуация не изменится. По данным акимата 82% загрязнения Алматы сформировано за счет автотранспортных средств.
Авторы законопроекта обращают внимание на опыт Польши и стран Балтии, где при более низком среднем уровне доходов населения автопарк значительно моложе казахстанского. Это означает, что добиться аналогичного результата можно и у нас, внедрив эффективные программы стимулирования приобретения новых автомобилей, главное при этом не допустить повышения стоимости.
Вице-министр МИР РК опроверг наводнившие Интернет слухи о том, что владельцы старых авто лишатся своих «железных коней». Никто не будет изымать машины у народа, заверил он, так же как не потребуется дополнительных платежей при продаже автомобилей на внутреннем рынке. Сбор предполагаемо будет взиматься только при ввозе автомобиля и его постановке на учет. Никаких затрат автомобилисты внутри страны при продаже своих авто на внутреннем авторынке не понесут.