- Иранская сторона вышла с предложением по совместному строительству четвертого НПЗ на территории Мангистауской области. В этом проекте также изъявляют желание принять участие и китайские компании. То есть три страны могут быть завязаны в одном проекте, – рассказал Ракымбек Амиржанов в кулуарах XIV заседания казахстанско-иранской межправительственной комиссии, прошедшей в среду в Астане.
Заместитель акима Мангистауской области пояснил, что интерес Ирана к данному проекту объясняется рядом причин:
- В Иране все НПЗ расположены на севере страны, где проживает 80 процентов населения, в то время как все нефтяные месторождения расположены на юге. Соответственно, Иран тратит примерно 35 долларов за тонну нефти при транспортировке сырья с юга на север страны, на свои НПЗ, а это большие расходы.
По словам Ракымбека Амиржанова, Иран ранее рассматривал возможность поставок нефти с других стран Каспийского региона – из Казахстана и Туркменистана.
- В соседнем с Ираном Азербайджане добыча нефти идет на спад, и он сам импортирует высокие нефтепродукты с турецких НПЗ. Таким образом, наиболее близкая страна к северным регионам Ирана – это Казахстан, – отметил замакима.
И добавил, что, кроме Ирана, к проекту строительства четвертого НПЗ интерес проявляют китайские компании, которые сегодня проявляют активность в Мангистауской области. Он напомнил, что такие месторождения, как Жетыбай, Каламкас и Каражанбас –наполовину в собственности партнеров из КНР.
- Четвертый НПЗ в Мангистау сможет производить высокооктановый бензин и авиационное топливо, и тем самым закрыть имеющийся сегодня в стране дефицит в этих видах топлива, – подчеркнул собеседник Atameken.info. – Оставшийся объем Иран готов забирать через порты Актау и Курык, и на юге своей страны в районе Персидского залива взамен отдаст уже свою сырую нефть китайским компаниям. В этом заключается интерес Китая к проекту строительства четвертого казахстанского НПЗ.
В результате получится новый вариант своп-операций по нефти с участием трех стран. Амиржанов напомнил, что до 2010 года через порт Актау в Иран в рамках своп-операций уходило 5 млн тонн казахстанской нефти. Что же касается, четвертого НПЗ, то, по мнению замакима, данное строительство выгодно казахстанским нефтяникам.
- Перерабатывая собственную нефть тут же в регионе, казахстанские нефтяники могли бы сэкономить 40 долларов, которые они тратят при продаже своей нефти через терминалы Черного моря. Сегодня, когда цены на нефть упали, каждый доллар на счету, – резонно заметил Амиржанов.
Он полагает, что для поставки нефтепродуктов четвертого НПЗ в Мангистау можно будет задействовать железную дорогу Бейнеу – Жезгазган:
- Бейнеу – Жезгазган предполагает увеличение транзита с востока на запад. Но если мы построим НПЗ на западе республики, то локомотивы назад будут везти нефтепродукты на юг страны. Таким образом, мы обеспечим рентабельность железной дороги и обеспечим обратный груз.
Еще одним плюсом в пользу размещения четвертого НПЗ на западе страны является наличие запасов нефти.
- В Мангистау объем добычи нефти за прошлый год составил 18 миллионов тонн. Подтвержденные запасы – 550 миллионов тонн, что обеспечит загрузку четвертого НПЗ в ближайшие 30 лет, – сказал Амиржанов. – То есть вопрос по сырью не стоит. И вместо того чтобы продавать сырую нефть, мы будем продавать нефтепродукты Ирану. Кроме того, Азербайджан заинтересован в этом проекте, так как закупает высокооктановые нефтепродукты в Турции.
Другим рынком сбыта нефтепродуктов нового НПЗ может стать 25-миллионный Узбекистан, который также испытывает дефицит нефтепродуктов.
Ракымбек Амиржанов напомнил, что вопрос строительства четвертого НПЗ в Мангистауской области поднимался еще в годы СССР. На этот проект было выделено 35 млн долларов, но из-за ряда причин строительство было приостановлено.
Что касается мощности четвертого НПЗ, то у будущих партнеров на этот счет разные мнения. По информации замакима, китайская сторона предлагает проект мощностью в 6 млн тонн в год, а иранцы говорят о 10-12 млн тонн нефти. При этом примерный объем инвестиций, с которыми готовы войти в данный проект китайские компании, составляет 5 млрд долларов.
- Есть официальное письмо китайской стороны на имя министра энергетики Казахстана, которое отправили в начале этого года. Есть протокольное поручение премьер-министра РК от 15 июля текущего года, где сказано о том, что китайские компании официально обратились к нашим властям с предложением профинансировать проектирование и строительство четвертого НПЗ в Мангистау. Есть две ноты от иранской стороны, выражающие желаниеучаствовать в этом проекте. Теперь слово за казахстанским Министерством энергетики, – резюмировал Ракымбек Амиржанов.
Напомним, в Казахстане действуют три крупных НПЗ: Павлодарский на севере, Шымкентский на юге и Атырауский на западе. Но в то же время, республика испытывает дефицит в высокооктановом бензине, импортируя до 30% топлива из соседней России.
Кульпаш Конырова
Фото: atameken.info