Идея патриотизма сегодня играет особую роль, именно она создает из демографического понятия «население» единую нацию. Но существует и его антипод – этнический национализм, который часто становится катализатором социальных потрясений. Для современного Казахстана с его 130 этносами и 46 конфессиями это важнейший вопрос, сообщает radiotochka.kz.
Напомним, неоценимую роль в нашей новейшей истории сыграло решение президента страны Нурсултана Назарбаева положить в основу создания казахстанской нации принцип гражданства, а не этническую принадлежность.
Судьба и Родина едины
Сейчас многие успешные и уважаемые в стране люди, вспоминают, что на тот момент – в 1991 году - «сидели на чемоданах». Но именно эта простая формула главы государства, закрепленная затем законодательно – Казахстан – родина для всех казахстанцев – дала им уверенность в завтрашнем дне, и положило начало рождению такого понятия как казахстанский патриотизм. Сегодня термин казахстанская нация уже прочно вошел в глобальный политический словарь.
Несколько слов о природе патриотизма. В наиболее общем смысле – это любовь к родине. Самым популярным вариантом в прошлом был патриотизм, основанный на этническом признаке, часто оказывавшийся национализмом.
Философ Иван Ильин считает, что истинный патриотизм – то есть исторический сложившийся, а не привнесенный из вне, основан на двух главных принципах - любви к Богу и любви к Родине. Но Бог и Родина для нас едины, а потому нет препятствий для создания универсального для всех граждан страны понятия – казахстанский патриотизм.
Отечественный патриотизм – явление особенное, ведь речь идет об отношении многонационального народа к общей для всех его населяющих этносов, родине. Это, прежде всего, защита высших интересов Родины.
В свою очередь национализм имеет два основных определения. В первом случае, это движение за независимость народа и страны против иноземных поработителей, против колониализма. Во втором, - идеология и политика, направленная на разжигание национальной вражды и принижение других наций.
Злым ветром
На днях Алмалинский районный суд южной столицы санкционировал арест на два месяца гражданских активистов Серикжана Мамбеталина и Ермека Нарымбаева за разжигание национальной розни.
Как передает КазТАГ, поводом к задержанию послужила информация о распространении ими в социальных сетях сведений, имеющих явные признаки разжигания национальной розни, оскорбления национальной чести и достоинства. Они подозреваются в совершении преступления, предусмотренного ст. 174 ч.1 УК РК (возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни). По месту их проживания произведены санкционированные прокурором обыски, в результате которых изъяты вещественные доказательства.
Портал azattyq.org пишет, «Перед арестом Ермека Нарымбаева и Серикжана Мамбеталина вчера в Интернете были распространены два похожих по содержанию сообщения. Первое — письмо от имени организации «Желтоксан когамы» на имя генерального прокурора Асхата Даулбаева и министра внутренних дел Калмуханбета Касымова. В письме за подписью шести человек говорится, что Ермек Нарымбаев и Серикжан Мамбеталин распространяют через социальные сети «оскорбляющие казахский народ отрывки из книги руководителя Союза мусульман Казахстана Мурата Телибекова «Ветер с улицы». Авторы считают, что Нарымбаев и Мамбеталин таким образом «позорят казахов перед другими народами», и просят принять соответствующие меры в рамках закона.
Второе сообщение было распространено от имени Казахского национального совета, возглавляемого поэтом Мухтаром Шахановым. В нем также упоминается книга Мурата Телибекова «Ветер с улицы». Авторы, обращаясь в правоохранительные структуры, просили привлечь к ответственности написавшего «позорную книгу» Мурата Телибекова и таких, как Ермек Нарымбаев, которые «пятнают честь и совесть нашего народа», распространяя ее в социальных сетях».
Таким образом, это, пожалуй, первый случай в стране, когда людей привлекают к уголовной ответственности за оскорбление собственного этноса. А про себя я подумал: и слава Богу, что дело не коснулось оскорбления других этносов. Ибо, услужливый дурак, задевающий чувства других народов, является настоящим врагом своего.
Хочу выразить личное мнение и о господине Телибекове, по сути самозванце, присвоившим себе право выступать от имени «союза мусульман Казахстана». Так претенциозно он назвал собственную организацию, имеющую мало общего с исламом. Его главная цель - пиариться любыми способами по любому вопросу. Порой СМК выступает с заявлениями чуть-ли не в связи с прорывом канализации. Хуже всего то, что его эпатажные поступки и заявления, дают повод некоторым нечистоплотным людям и СМИ выдавать их за позицию мусульман РК. Как говорится, избави Аллах от таких мусульман.
Карта бита
Стоит отметить, что в Казахстане даже самые отпетые радикалы сегодня не рискуют разыгрывать национальную карту. Интересны мысли по этом поводу известного оппозиционного политика Сергея Дуванова. В интервью https://tribunakz.com/ он в частности сказал: «Лично я исхожу из наличия двух национализмов. Этнического национализма, когда патриотизмом объявляется исключительно отстаивание интересов своего этноса. И гражданского – когда патриотами являются все, независимо от этнических различий и знания языка.
Гражданские националисты, к каким я отношу и себя, считают, что Казахстан - это страна всех проживающих в ней граждан «на исконно казахской земле», почему она и называется страной казахов. Язык казахов является государственным, а в основу культурного развития положены традиции этого народа. Националистов возмутил тезис «Земля казахская, а государство общее». У них другой тезис: «Земля и государство казахское, а все в нем проживающие неказахи - это диаспоры».
Такой подход в полиэтническом государстве я считаю очень опасным. А учитывая нынешние имперские настроения в России, открыто провозглашающей возрождение «русского мира» и уже продемонстрировавшей, что на этом пути ее ничто не остановит, даже провокационным».
По мнению С.Дуванова, «В Казахстане в силу того, что на государственном уровне доминирует концепция гражданского национализма (раньше это называлось интернационализмом), этнонационализм находится за кадром государственной политики. Сегодня казахский этнонационализм выступает в лице отдельных известных в стране персон, которых можно пересчитать на пальцах одной руки, и двух-трех десятков активистов, не связанных друг с другом организационно, спорадически проводящих немногочисленные эпатажные акции, ведущих активную пропаганду в социальных сетях». Окончательное решение по этому делу, бесспорно, должен принять суд. Но мы имеем право выразить свою гражданскую позицию. В это связи вспоминаются трагические дни - 16 и 17 декабря 1986 года, когда правящая верхушка СССР преподнесла стихийный протест молодежи, искренне поверившей в "социализм с человеческим лицом" как проявление национализма. Партаппарат пытался расколоть нашу республику на "старших” и "младших”. И все же дружба народов выдержала, пожалуй, самое тяжелое испытание на прочность. Теперь эти дни стали символом Независимости и единства нашего полиэтнического народа.
В авиации есть такое важное понятие, как "точка возврата”, то есть момент времени, после которого самолет не может вернуться на свой аэродром из-за нехватки топлива. В те дни мы не перешли эту грань, как это произошло в ряде республик бывшего СССР, благодаря мудрости и толерантности этносов Казахстана. Как признают международные эксперты, в первую очередь, благодаря терпимости казахского народа. И эта черта должна оставаться доминирующей.
Мы навсегда запомнили благородные поступки таких личностей как писатель Герольд Карлович Бельгер - Гер-ага, выступил в прессе со страстной статьей в защиту казахов, гневно отрицая позорное постановление ЦК КПСС " О казахском национализме". И также не забудем писателя Геннадия Толмачева, защитившего своего друга поэта Олжаса Сулейменова, который прямо высказался о позиции партийных вождей Москвы.
Мы с горечью вспоминаем те времена, когда из-за кликушества ряда центральных СМИ и безответственных политиков многие русскоязычные граждане поторопились покинуть нашу страну. Правда, тогда на первом месте из причин отъезда все же были экономическая ситуация и открытие "железного занавеса".
Время расставило все по своим местам, Казахстан все годы независимости живет в мире и согласии. Нашу страну давно ставят в пример на глобальном уровне как образец успешного решения межконфессиональных и межэтнических проблем. И все же необходимо быть нетерпимыми к любым проявлениям ксенофобии и национализма.
Как сказал наш выдающийся поэт Олжас Сулейменов, «Если побеждает национализм - проигрывает нация. Этот тезис обоснован многими примерами. Особенно хорошо надо помнить его политикам многонациональных государств, к которым относятся и Казахстан, и Россия».
Бек Аргынов
Фото: smartsova.com