Как оспорить действия госорганов и должностных лиц

Заявления могут быть поданы в суд по месту жительства гражданина либо в суд по месту нахождения государственного органа.
Возможность обращения граждан и юридических лиц в суд с заявлением об оспаривании законности, правомерности актов органов власти являются одним из основных условий формирования правового государства и гражданского общества.

Данный правовой институт с одной стороны создает условия для защиты прав и законных интересов граждан и организаций, а с другой - стимулирует государственные органы к неукоснительному соблюдению законов, грамотной и эффективной управленческой и правоприменительной деятельности.

Порядок и условия оспаривания (обжалования) действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц урегулированы главой 27 Гражданского процессуального кодекса РК, а также нормативным постановлением Верховного суда РК от 24 декабря 2010 года № 20 «О некоторых вопросах применения судами норм главы 27 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан».

Закон определяет, что гражданин и юридическое лицо вправе оспорить решение, действие (или бездействие) государственного органа, органа местного самоуправления, общественного объединения, организации, должностного лица, государственного служащего непосредственно в суде. Предварительное обращение в вышестоящие органы и организации, должностному лицу не является обязательным условием для предъявления заявления в суд и его принятия судом к рассмотрению и разрешению по существу.

Заявления, рассмотрение которых отнесено к подсудности районных судов, могут быть поданы в суд по месту жительства гражданина либо в суд по месту нахождения государственного органа, органа местного самоуправления, общественного объединения, организации, должностного лица, государственного служащего, действия которого оспариваются.

Решение государственного органа, органа местного самоуправления, действие (бездействие) должностного лица или государственного служащего может быть обжаловано в суд, если заявитель полагает, что:
1) нарушены принадлежащие ему субъективные права, свободы или законные интересы;
2) созданы препятствия к осуществлению им своих субъективных прав, свобод или законных интересов;
3) на него незаконно наложена какая-либо обязанность.

Решение юридического лица может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным главой 27 ГПК, если этой организации законом делегированы полномочия государственного органа в соответствующей сфере управления. То есть, если юридическое лицо не наделено полномочиями по осуществлению функций государственной власти, спор с ним должен разрешаться в порядке искового, а не особого искового производства.

Закон позволяет оспорить не только правовые акты органов власти, выраженные в решениях приказах, постановлениях и т.д., но и действия (бездействия), не всегда оформленные в виде документа.
К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностного лица или государственного служащего при осуществлении им исполнительно-распорядительных функций, функций представителя власти, государственного надзора или контроля.

Бездействие представляет собой неисполнение должностным лицом или государственным служащим возложенных на него обязанностей; оно может выражаться, например, в оставлении обращения гражданина или юридического лица без рассмотрения полностью или частично, даче ответа не по существу обращения.

Дела данной категории не могут быть рассмотрены в порядке заочного производства, по ним стороны не вправе заключить утверждаемое судом мировое соглашение. Срок рассмотрения таких дел сокращенный - один месяц со дня окончания подготовки дела к судебному разбирательству, то есть на один месяц меньше общего срока рассмотрения дел искового производства.

При обращении в суд следует учитывать, что заявление об обжаловании решения, действия (бездействия) органа власти должно соответствовать установленным законом требованиям. В частности, в заявлении должно быть указано: когда и каким государственным органом, органом местного самоуправления принято обжалуемое решение, каким должностным лицом или государственным служащим и когда совершено обжалуемое действие (бездействие); содержание обжалуемого решения (действия (бездействия); какие, по мнению заявителя, права, свободы или законные интересы нарушены или же созданы препятствия для осуществления права и свобод или законных интересов; какая, по мнению заявителя, обязанность незаконно на него возложена; существо требования заявителя.

В случае признания обжалованного акта государственного органа суд в решении указывает срок, в течение которого это нарушение должно быть устранено соответствующим органом. При этом суд не вправе указывать содержание того решения, которое должно быть принято в возникшем публично-правовом отношении.

Суд обязан контролировать исполнение решения суда и поступление сообщения об исполнении решения.
Асель Юсупова, главный специалист Сарыаркинского районного суда Астаны

Следите за новостями zakon.kz в: