Голос совести
"Хочу высказаться, как христианин, хотя, возможно, и не следовало бы, - сказал Гутерреш. - У меня на родине люди еще поклонялись деревьям и рекам, когда христиане на Ближнем Востоке - в Александрии, в Антиохии, в Кесарии - спорили, исходит ли Дух Святой только от Отца или же от Отца и Сына. Большинство теологических дискуссий на заре христианства велось в этой части мира. Это же колыбель христианства".
"И видеть изгнание оттуда этих общин для меня ужасно, - продолжал верховный комиссар ООН. - Независимо от значения программы переселения беженцев, думаю, международное сообщество должно сделать все возможное, чтобы не допустить религиозной "чистки", изгнания христиан из этой части света. Это было бы подобно ампутации для генетического кода христианства и генетического кода Ближнего Востока".
"Нам надо поддерживать конкретных людей, нуждающихся в переселении, - подытожил свой ответ Гутерреш. - Но надо также мобилизовать усилия международного сообщества, чтобы сохранить эти общины в местах, откуда пошло в мир христианство".
Вопреки политкорректности
Выступление верховного комиссара ООН было организовано федеральной Комиссией США по международной религиозной свободе. Бывший член этой комиссии Нина Шей, возглавляющая ныне центр религиозной свободы при Хадсоновском институте, задала вопрос о судьбе христиан, езидов и других религиозных меньшинств в Сирии и Ираке. Она напомнила, что, по оценке Папы Римского Франциска, христианам там сейчас грозит геноцид. Между тем США, по ее словам, за все годы конфликта приняли у себя в качестве беженцев лишь 53 христианина и 1 езида.
Шей высказалась за то, чтобы, вопреки любым канонам политкорректности, сознательно выделять среди беженцев представителей религиозных меньшинств и помогать им особо. В том числе и потому, что они, по ее словам, сторонятся общих лагерей беженцев, считая их для себя небезопасными.
Профессиональная оценка
"Мы видим, что факт принадлежности к религиозному меньшинству - важный элемент уязвимости, а уязвимость - один из наших критериев при отборе кандидатов на защиту путем переселения", - сказал в ответ Гутерреш. Что касается статистики, добавил он, ее представительность оценить нелегко, поскольку в США по программе защиты беженцев из Сирии пока переселилось всего около 2 тысяч человек.
Верховный комиссар выделил и еще один "осложняющий момент". "Большинство христиан из Сирии уехали в Ливан, - сказал он. - А в Ливане, когда я впервые встретился с президентом страны и заговорил с ним о переселении людей, он мне сразу сказал: только не переселяйте христиан. Они жизненно важны для нас самих. То есть ливанцы с ними расставаться не хотят".
Из всего этого явствует, что большого опыта переселения христиан из Сирии у ООН пока нет. Однако, по словам Гутерреша, у его службы имеется давний опыт переселения людей из Ирака. А там, по его словам, христиане подвергаются "еще более систематической виктимизации" (гонениям и расправам - прим. ТАСС), чем в Сирии.
Хуже всего, по отзыву специалиста, приходится езидам, поскольку это не "народ книги" (езидизм основан на зороастризме - прим. ТАСС). Живут они в основном в Ираке. Гутерреш сказал, что езиды, особенно женщины и дети, подвергаются виктимизации, "которую трудно себе представить в XXI веке".
Андрей Шитов
Фото: © AP Photo/Petros Giannakouris