Серикжаны, не помнящие родства
Оскорбление своего народа, тем более распространяемое во всемирной сети, недопустимо. Даже если это делается, якобы, из воспитательных целей. И не надо со скамьи подсудимых кивать на школьную скамью - мол, Абай или Лермонтов тоже не щадил самолюбия соплеменников. Классики любили родину взыскательной любовью, а не топтались на ней известности ради. А это совсем другое дело.
Трудно понять здравомыслящему человеку мотивы тех, кто распространяет в социальных сетях отрывки из книги, содержащие оскорбления в адрес своего (казахского, в данном случае – авт.) народа, его религии.
Нация – сплав этносов
Всякое полиэтническое и многоконфессиональное государство по своей природе подвержено риску распада, если ему не удастся создать единой нации, в котором тенденция к объединению сильнее центробежных различий – культурных, религиозных, расовых. Об этом свидетельствует история всех канувших в лету империй.
В тоже время, любая ныне существующая нация является удачным сплавом этносов. Например, русская нация, которая вобрала в себя огромное множество этносов – от потомков монголов до варягов и объединила их всех за многие века единой культурой, языком и верой. И если антропологически русский этнос чрезвычайно разнообразен по понятным причинам, то духовно и культурно он бесспорно един.
Почему же вопрос равенства актуален сейчас в Казахстане, в котором уже почти четверть века не было серьезных проблем межэтнического характера? Потому, что таков универсальный закон развития человечества - рост национального самосознания непременно дает побочные продукты в виде этнической исключительности. Это иллюстрация к пословице - недостатки есть продолжение достоинств.
Для казахстанского народа заповеди равенства и дружбы неизменны и святы. Наша национальная идея заключается в единстве всех граждан Казахстана, независимо от этнической, религиозной и социальной принадлежности. А Доктрина национального единства – это своего рода квинтэссенция развития нашего суверенного государства.
Важно подчеркнуть, что Лидер нации, всегда подчеркивал особую ответственность титульной нации ее за мир и единство в стране. «И здесь особая ответственность лежит на нас, казахах. Мы должны понимать, что эпоха мононациональных государств канула в Лету. Казахстан – это наша земля. Это земля, которая испокон веков принадлежала нашим предкам. Земля, которая будет принадлежать нашим потомкам. И мы несем прямую ответственность за то, чтобы на нашей земле царили мир и покой. Мы должны быть настоящими хозяевами своей земли – гостеприимными, радушными, щедрыми, терпимыми».
«Ангел в тюбетейке»
Вообще говоря, это уникальный для нашей страны случай – два «гражданских активиста» Ермек Нарымбаев и Серикжан Мамбеталин распространили в соцсетях отрывки из неизданной книги господина Мурата Телибекове, где по данным правоохранительных органов содержатся сведения, разжигающие межнациональную рознь.
Напомним, Радио Азаттык сообщило, что «активисты «нацпатовских» организаций «Желтоксан когамы» и «Казахский национальный совет» обратились в прокуратуру Алматы, требуя привлечь к ответственности Телибекова за его книгу «Ветер с улицы» и тех активистов, кто распространяет в социальных сетях отрывки из этой книги. Они указывают на оскорбительные слова в адрес казахского народа, его религии, якобы, имевшие место в книге».
Пока два молодчика, видимо, не помнящие родства, дожидаются суда в следственном изоляторе. Г-н Телибеков отрицает причастность к этим публикациям. Этот «ангел в тюбетейке» обожает самопиар также страстно, как дождевой червь сырую погоду. Однако присесть за компанию на скамейку подсудимых по довольно суровой статье – это совсем другое дело.
Еще раз подчеркнём - никто не вправе публично оскорблять свой народ, или тиражировать подобную информацию, как поступили, по версии следствия (это окончательно установит суд), молодчики Нарымбаев и Мамбеталин. Это очевидное проявление манкуртизма.
Опасность таких действий состоит еще и в том, что подобную оскорбительную информацию, особенно распространяемую в сети интернет, легко подхватывают мелкие людишки разных мастей и начинают ее тиражировать, ссылаясь на то, что сами казахи такое про себя пишут.
Был у нас в недавнем прошлом «журналист» М.Пак, который пытался бороться в Казахстане …с фашизмом! Причём, из его публикаций было очевидно, что под фашистами подразумеваются как раз казахские националисты. Конечно, это клинический случай, как говорится, свинья грязь везде найдёт.
Теперь ему будет намного легче осуществить свою мечту – М.Пак живет в России, где даже по официальным данным достаточно настоящих фашистов типа БОРН, и примыкающих к ним по идеологии экстремистов, вроде скинхедов (около 60 тысяч).
То есть, можно и нужно критиковать действия государства, чиновников любого ранга, но религия и этнос, вещи крайне деликатные. Они не терпят безответственных высказываний. На эту тему в шутливой форме хорошо сказал А.С.Пушкин: «Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног — но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство».
В любом, даже моноэтническом обществе, всегда существуют противоречия между разными социальными группами и это нормально, если они не антагонистические. Хочу отметить, что шовинисты всех мастей, разжигающие страсти по национальному вопросу, любят повторять банальность – мол, не надо загонять нарыв вглубь. Так вот отвечу им в медицинском же духе - нельзя лезть туда грязными ручонками, это может привести к общему заражению.
Марат Каскырбаев