Суд это основной правовой механизм реализации прав и свобод человека и поэтому вопросы совершенствования деятельности судебной системы и статуса судей вызывают в обществе постоянный интерес. В связи с чем усилия судейского сообщества и его органов должны быть направлены на то, чтобы каждый судья понимал, что исполнение обязанностей по осуществлению правосудия является его основной и первостепенной обязанностью; на повышение роли судейского сообщества в вопросах предупреждения коррупции, укрепления правопорядка и дисциплины.
В осуществлении правосудия большая роль принадлежит личности судьи, его идеологической зрелости, нравственным устоям, профессиональному мастерству. К личным качествам, необходимым судье, следует отнести скромность, рассудительность, знание жизни, эрудицию, высокий уровень культуры, человечность.
Все эти качества способствуют успешному осуществлению судейских обязанностей и разрешению каждого судебного дела в соответствии с законом. Судебное рассмотрение дела - это не только профессиональный навык, но и искусство. Такой профессионализм должны приобрести молодые судьи. Поэтому институт наставничества, направленный на повышение профессионализма впервые назначенных судей, должен способствовать процессу становления начинающего судьи, как квалифицированного, всесторонне развитого юриста.
Наставничество дополняет другие мероприятия и образовательные программы для вновь назначенных судей, направленных на развитие знаний права и процесса и навыков применения законодательных норм и ведения процесса. Наставничество наряду с профессиональными навыками должно решать вопросы, связанные с судейской культурой, судейскими ценностями, судейской этикой и развитием личности.
Наставничество - это отношения между опытным и неопытным судьей, в которых опытный судья делится своими профессиональными знаниями и судейским опытом с молодым судьей с целью: помочь ему успешно адаптироваться к судебной системе, судейской культуре и роли судьи; понять и управлять личным развитием, включая психологические и нравственные аспекты становления судьи; справляться с изменениями в личной жизни и последствиями, связанными с изменением социальной роли; и развивать навыки в искусстве и ремесле суждения.
Наставничество преследует следующие цели и задачи: оказание молодым судьям поддержки в достижении высоких стандартов в профессиональной деятельности; содействие в адаптации вновь назначенных судей к судебной роли; поощрение достижения высоких судебных стандартов; воспитание чувства гордости за исполнение роли судьи среди судей; укрепление судейского сообщества и привлечение судей в развитие профессии; определение учебных потребностей и разработка соответствующего учебного плана.
К принципам наставничества относятся: назначение наставника из числа наиболее опытных судей (не менее пяти лет стажа работы в качестве судьи), пользующихся авторитетом коллег, имеющих богатый жизненный опыт и отвечающих самым высоким моральным и этическим требованиям. Принцип личностного развития и совета. Наставничество обеспечивает поддержку и совет с целью помочь вновь назначенным судьям справиться с проблемами и перспективами, связанными с личным развитием. Наставник обучает судью праву, процессу и судебным навыкам. Принцип совершенствования навыков принятия решений.
Наставник и самое главное вновь назначенный судья должны понимать, что в его обязанности не входит принятие решений за него, решение его проблем или исправление ошибок. Иными словами, наставник не должен никоим образом воздействовать на процесс принятия решений молодым судьей; в его задачу входит разъяснение вопросов, представляющих для молодого судьи трудность, а также поощрение процесса обсуждения вопросов путем передачи личного опыта.
Многие молодые судьи нуждаются в помощи при применении норм закона, написании судебных решений и выполнении других процедурных задач. Однако, даже те вновь назначенные судьи, которые имеют большой юридический опыт и отлично знают закон, зачастую приходят к| выводу о том, что они не готовы к роли судьи и нуждаются в совете и помощи в затруднительных обстоятельствах, с которыми они сталкиваются (например, ответственность за принятие решений, влияющих на судьбу граждан; сложные этические дилеммы; взаимодействие с участниками в зале суда; а также совершенно новый тип поведения, ожидаемый от судьи, как в зале, так и вне стен суда).
Сильной независимой судебной системе требуются профессиональные судьи с превосходным знанием закона и умением его применять. Исключительная степень ответственности судебной системы за решение судеб граждан требует, чтобы судьи применяли закон, полагаясь на свои знания, навыки и здравый смысл. Чтобы обеспечить высокую квалификацию судей, необходимую для выполнения своих обязанностей, судебная система, как правило, предоставляет судьям разнообразные возможности для развития своих знаний до и после назначения на должность судьи.
Подготовительные программы, такие, как например, программы по магистратуре, дают будущим судьям юридические знания и практические навыки, необходимые, чтобы начать работу в качестве судьи.
Судейские ориентационные программы и программы наставничества помогают судьям изучить конкретные области материального и процессуального права, а также научиться составлять судебные акты и рассматривать дела под руководством более опытных коллег. Формы непрерывного образования, такие как семинары, курсы, самоучители и практические руководства позволяют судьям не только регулярно приобретать новые знания, но и обновлять имеющиеся знания и навыки.
Одним словом, разнообразные и последовательные программы судебного образования являются гарантией того, что судьи владеют всеми необходимыми интеллектуальными инструментами для принятия справедливых и оправданных в глазах граждан и общества решений.
В отличие от юридических знаний невозможно научить ценностям, поведению и способности противостоять внешнему давлению. Молодые судьи могут развить устойчивые ценности и уверенность только в благоприятном окружении, а также посредством собственной мотивации и усилий по совершенствованию своих личностных качеств и поведения.
Наставничество - это неотъемлемый компонент профессионального развития судей и интегральной частью индивидуальных усилий судей совершенствовать свою способность исполнять роль судьи. Наставничество расширяет доступ к более опытным коллегам, а также обеспечивает более регулярную обратную связь и поддержку для тех судей, которые этого хотят. Наставничество - это двусторонние взаимоотношения, так как оно полезно и для наставника, который получает возможность обменяться идеями с представителем «нового поколения», поделиться и поразмышлять над своим опытом. В ходе работы нам необходимо развивать судейское сообщество и прививать «корпоративную культуру» взаимопомощи, соблюдая судебную независимость.
В связи с тем, что за последний год в районные суды города Астаны в течение последних полутора лет назначено около одной трети судей, не имеющих ранее опыт работы в качестве судьи, судом города Астаны уделяется большое внимание вопросу наставничества и адаптации судей к профессии.
Только на сегодняшний день из действующих судей районных судов столицы Астаны 26% составляют вновь назначенные. Так, в гражданских и экономическом судах из 70 действующих судей – 22 вновь назначенные судьи, это практически каждый третий судья. Более 60% вновь назначенных судей рекомендованы из судебной системы. При этом хотелось обратить внимание, что основная часть выходцы из аппарата Верховного Суда, и как показывает анализ, качество осуществления правосудия этими судьями в основном, находится на должном уровне.
Вместе с тем, показатели качества вновь назначенных судей, имевших ранее лишь юридические специальности, желают лучшего. Конечно же, нами проводится работа с ними, это беспрерывное обучение, стажировки, наставничество, обмен судебной практикой, о чем сказано выше.
В суде города Астаны в соответствии с положением действует Совет наставников. В функции Совета входят работа с наставниками и вновь назначенными судьями по совершенствованию профессиональной деятельности, выявления проблемных вопросов взаимоотношения, обсуждение деятельности вновь назначенных судей, внесение рекомендаций по совершенствованию деятельности наставничества, действует беспрерывное обучение.
В настоящее время Совет по наставничеству работает над усилением и активизации имеющихся форм и методов наставничества.
Во-первых, Советом внесено предложение в отношении вновь назначенных судей определять в автоматическом распределении не сложные категории дел в течение 6 месяцев начала их работы. Проводится непрерывное обучение всех вновь назначенных судей, в том числе путем прохождения стажировки в суде города Астаны. Выработаны и внедряются совместные мероприятия Совета наставников и вновь созданного Совета молодых судей. Действенную меру Совет видит в привлечении судей в отставке, путем закрепления отставников за конкретными судьями, для оказания им практической помощи. Усилена роль индивидуальных бесед с вновь назначенными судьями и их наставниками по возникающим проблемам. Внедрены и проводятся открытые практические тренинги на тему «Наставник – вновь назначенный судья» с обсуждением конкретных профессиональных ситуаций.
В Плане нации особое внимание уделено продолжению развития судебной системы. В этом видится постоянное внимание Президента к нам судьям, ведь без самостоятельной, развитой судебной власти наше государство не станет полноценным государством.
Судейский корпус столицы с воодушевлением воспринял четкие задачи, поставленные перед судебной системой в Плане по реализации пяти реформ, ведь из 100 конкретных шагов именно 11 направлений, касается дальнейшего развития судебного судопроизводства и судоустройства.
Особенно нас затронули вопросы, касающиеся кадровой политики в судебной системе, в частности, в подборе вновь назначенных судей.
Во-первых, ужесточение квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов на судейские должности. В нашей работе мы столкнулись с тем, что при нынешнем механизме подбора кадров не всегда вновь назначенные судьи имеют достаточный опыт работы в судебной системе.
Вопрос подбора кадров на должность судьи является важным.В плане нации определен четкий критерий для кандидата в судьи. Обязательная норма - пять лет стажа участия в судебных процессах. Внедрение системы ситуационных тестов для проверки профессиональных навыков и умений.
До официального введения этих положений руководством суда города уже предпринимались меры к выявлению подготовленности специалистов к деятельности в качестве судьи и обучению специалистов из числа работающих в судах.
Специально созданной Комиссией проведены мероприятия по установлению таких специалистов, имеющих стаж работы в суде 5 лет. На первом этапе за счет имеющихся вакансий и высвобождения специалистов в результате внедрения информационных технологий – часть специалистов закреплена в качестве помощников вновь назначенных судей, разработано Положение. Они уже приступили к работе, с ними проводятся семинарские занятия, разрабатываются ситуационные тесты.
Необходимо подчеркнуть, что поставленные задачи и проводимые мероприятия Верховным Судом в этом направлении воодушевили специалистов на улучшение работы, у них появились перспективы, а у нас, судей, возможность их обучать, как будущих коллег, больше с них требовать.
Значительным вкладом будет внедрение института стажеров с освобождением их от основной работы и выплатой стипендии. Поскольку именно бесперебойное участие специалиста с отрывом от основной работы, в каждодневном процессе осуществления правосудия судьей может дать серьезные и глубокие знания.
Назначение испытательного срока явится окончательным экзаменом для будущего судьи, который может за годичный период, кроме профессиональных знаний, приобрести практический опыт в проведении процесса, приобрести судейские навыки.
Во-вторых, передача Института правосудия из структуры академии государственного управления в структуру Верховного Суда. Мы, судьи, давно ратовали за это. Сделано это в целях усиления взаимосвязи обучения и судебной практики.
На практике поступившие в Институт магистранты приходят из различных отраслей правоохранительных органов и не все с целью стать судьей. Между тем объединение усилий судебного корпуса и научного центра подготовки судей, позволит выявить и обучить именно тех специалистов, которые по своим способностям, моральным и деловым качествам смогут стать судьями. В связи с этим, мы считаем, что областные суды должны непосредственно рекомендовать специалистов судов для поступления на обучение в Институт и им должно быть отдано предпочтение.
Во всем мире считается, что судьи это наиболее грамотные юристы, а, следовательно, люди имеющие наиболее высокое содержание правосознания, то есть наше правосознание должно быть профессиональным, а это значит, что наше правосознание обязано быть выше, чем у обычного гражданина.
По большому счету судейский корпус должен стать юридической элитой как с точки зрения знания законодательства и его применения, так и с морально-нравственной. В этом направлении наставничество должно быть направлено на оказание молодым судьям поддержки в достижении высоких стандартов в профессиональной деятельности.
Г.Абдигалиева, судья суда города Астаны