Недавно Президент Казахстана подписал новый Гражданский процессуальный кодекс. Впервые в истории страны эта процедура проходила публично. Почему новому закону придается такое большое значение, в чем его принципиальная новизна? Об этом Zakon.kz поговорил с судьей Верховного суда РК Улбосын Сулейменовой.
- Гражданский процессуальный кодекс в новой редакции был разработан с целью исполнения задач, поставленных Главой государства на VI съезде судей о том, что порядок рассмотрения гражданских дел должен быть удобным и быстрым для сторон процесса, ориентированным на их примирение и широкое использование современных технологий.
Глава государства дал поручение - разработать и внедрить законодательно обоснованную методологию разграничения случаев, требующих пересмотра судебных решений. Все суды должны быть готовы к работе в условиях нового законодательства, обеспечить оперативное, законное и справедливое рассмотрение дел.
- В чем принципиальное отличие этого документа и его новизна?
- Цель нового Кодекса – наиболее эффективная судебная защита конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, повышение оперативности рассмотрения и разрешения споров, обеспечение качества судебных актов.
Разработке Кодекса предшествовало ознакомление с законодательством зарубежных государств, отдельные нормы приняты во внимание и имплементированы в проект.
Проект Кодекса обсуждался на форумах с участием: представителей государственных органов; международных экспертов: Европейского Суда по правам человека, Европейского Союза, Верховного Суда России, Программы развития ООН, Германского общества по международному сотрудничеству (GIZ), экспертов из Франции, Болгарии.
Также в обсуждении принимали участие Национальный координатор по политическим вопросам ОБСЕ, представители Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз» и НПО «Интерньюс Казахстан», Центры медиации.
Для широкого обсуждения проект Кодекса был размещен на сайте Верховного суда. С учетом вносимых предложений и поправок документ постоянно обновлялся.
Было изучено около 2 тысяч предложений, в том числе и от граждан, которые исходя из собственного опыта участия в судебных процессах, вносили предложения, отдельные из них приняты (освобождение от госпошлины в апелляции, корректировка сроков и др.).
Стоит отметить, что в освещении Кодекса и мероприятий по его обсуждению принимали активное участие СМИ республики.
- Что нового появилось в Кодексе и что это даст при рассмотрении дел в суде?
- В Кодексе содержатся детальные нормы, усиливающие роль районного суда, обеспечивающие максимальный доступ к правосудию, с расширением подсудности дел по выбору истца, регламентацией действий суда на каждой стадии процесса, прав и обязанностей лиц, участвующих в деле, правовых последствий за их несоблюдение.
Исключен институт оставления исковых заявлений без движения и стадия подготовки дела к судебному разбирательству оптимизирована, продлены сроки ее проведения.
Предусматривается, что изначально стороны обмениваются письменными документами. На этой стадии разрешаются вопросы: о доказательствах, о предъявлении встречного иска и т.д. По итогам проводится предварительное судебное заседание.
Выполнение подготовительных действий является гарантией рассмотрения дела, как правило, в одном или двух судебных заседаниях.
Устанавливая право на доступ к правосудию, статья 6 Европейской конвенции о защите прав человека упоминает о разбирательстве дела в «разумный срок». Соблюдение процессуальных сроков рассмотрения дел является одним из важных критериев для правосудия.
В этой связи пересмотрены сроки рассмотрения дел с учетом их сложности в целях ускорения процесса восстановления нарушенных прав.
Хочу отметить, что на VI съезде судей Глава государства указал на важность сокращения числа споров, подлежащих рассмотрению в судебном порядке, внедрения альтернативных способов их разрешения, развития примирительных процедур и медиации, что позволит придать нашему правосудию восстановительный характер.
В Кодексе уделено внимание такому порядку урегулирования споров, примирительным процедурам в суде.
По отдельным категориям дел вводится обязательность досудебного урегулирования, в связи с чем внесены изменения в некоторые законы. Обязательность такого урегулирования и по действующему законодательству предусмотрена по определенным категориям дел.
- Что это даст?
- Это позволит сторонам разрешить спор или конфликт в короткие сроки, с минимальными материальными и моральными издержками. Стороны могут предусмотреть в договорах обязательность досудебного урегулирования спора медиатором, нотариусом или адвокатом.
Также предусмотрены механизмы для стимулирования сторон к разрешению спора вне суда посредством возмещения расходов, убытков.
- Давайте подробнее остановимся на примирительных процедурах…
Кстати, примирительные процедуры регламентированы отдельно. Урегулирование спора (конфликта) между сторонами в порядке медиации будет осуществляться медиатором или судьей по ходатайству сторон.
Состоятельность медиации подтвердил эксперимент в судах. В 2014 году успешно применялась медиация с участием профессионального медиатора и судьи. Всего проведено ими более 9 тысяч медиаций, а это значит, что помирились более 18 тысяч граждан.
При партисипативной процедуре урегулирование спора осуществляется при участии сторон и их адвокатов.
Для мотивирования сторон к заключению соглашений на ранних стадиях процесса госпошлина возвращается в судах первой и апелляционной инстанций в полном объеме, в суде кассационной инстанции – в размере 50% от первоначально уплаченной суммы.
В новом Кодексе также расширен перечень требований, рассматриваемых в течение трех дней в приказном производстве с 11 до 18, в месячный срок в письменном производстве с 2 до 12.
Требования о взыскании денег в пределах семисот расчетных показателей для юридических лиц и двести расчетных показателей для физических лиц, о принудительном исполнении обязательств по соглашениям, заключенным вне суда, рассматриваются в письменном производстве без проведения устного разбирательства.
Такие меры будут способствовать оперативному рассмотрению и разрешению несложных споров, ускорят процесс восстановления нарушенных прав.
В случае несогласия судебный приказ или решение могут быть оспорены в этом же суде. Любая из сторон может заявить ходатайство о рассмотрении дела с проведением судебного разбирательства, которое, безусловно, судом удовлетворяется.
- Какие изменения по доказательной базе?
- Устанавливается правило о том, что лицо вправе ссылаться только на те доказательства, которые были раскрыты в ходе подготовки дела к судебному разбирательству, либо в ходе судебного разбирательства.
Рассмотрены разные случаи непредставления доказательств, регламентированы правовые последствия.
Сохранены институты особого искового и особого производства. Более подробно регламентирован порядок рассмотрения отдельных категорий дел.
Конкретизированы основания пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам в целях исключения злоупотребления правами лиц, заинтересованных в пересмотре судебных актов и возможно скрывших доказательства.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее на пошаговых мерах по реализации Пяти институциональных реформ.
- Первое. В целях реализации 16 шага Плана Нации - оптимизации инстанций судебной системы для упрощения доступа граждан к правосудию предусмотрен переход к трехуровневой системе отправления правосудия. Новая трехзвенная судебная система будет включать: первую инстанцию - это районные/городские суды; апелляционную инстанцию - областные суды; и кассационную инстанцию - Верховный суд.
По мнению германского эксперта, «Трехуровневая система с соответствующей территориальной юрисдикцией является адекватной моделью».
Возможность обжалования судебных постановлений, известная в мировой практике под названием «принцип контроля, единства и развития права», включает в себя: право на апелляцию, предполагающее возможность пересмотра дела по существу судом второй инстанции и право на проверку законности решения судом ревизионной инстанции (кассация) по праву.
Для каждой инстанции, осуществляющей пересмотр судебных актов, установлены определенные ограничения.
Апелляционная инстанция осуществляет пересмотр судебных актов в полном объеме, восполняет пробелы суда первой инстанции, может принимать доказательства, если они по уважительным причинам не были предоставлены суду первой инстанции.
Субъекты обращений освобождены от уплаты государственной пошлины. Предусмотрено рассмотрение дел в апелляционной инстанции в коллегиальном составе трех судей, за исключением дел, которые не рассмотрены по существу, либо рассмотрены в порядке упрощенного производства. В кассационной инстанции осуществляется проверка судебных актов по праву, сокращены сроки для подачи кассационного ходатайства до 6 месяцев.
Второе. В реализацию 23 шага Плана Нации о создании отдельного судопроизводства по инвестиционным спорам предусмотрено рассмотрение инвестиционных споров судом города Астаны по правилам суда первой инстанции, инвестиционных споров с участием крупных инвесторов – специализированной коллегией Верховного суда.
Этот новый уровень правовой защиты создаст благоприятные условия для ведения бизнеса, положительно скажется на доверии инвесторов к казахстанскому правосудию, а, по мнению и международных экспертов, повысит инвестиционную привлекательность страны.
При рассмотрении таких споров можно получить заключение Международного совета, создаваемом при Верховном Суде в соответствии с Конституционным законом «О судебной системе и статусе судей», подписанном 4 августа 2015 года, создание которого предусмотрено 25 шагом Плана Нации.
Третье. Сокращение участия прокурора в суде по гражданско-правовым спорам. Это предусматривает 26 шаг Плана Нации, и он также был реализован во время работы над Кодексом.
По мнению отдельных зарубежных экспертов, участие прокурора в процессе должно быть ограничено необходимыми случаями. Прокурор может обращаться в суд от имени иных лиц, а также представлять их в процессе, только если это оправдано их особыми интересами или фактическим положением.
Четвертое. Для реализации 20 шага Плана нации Верховным судом делается многое для развития электронного правосудия.
В процесс судопроизводства мы постоянно внедряем новые технологии. Это существенно упрощает и ускоряет процесс, обеспечивает доступ к правосудию и надлежащее извещение граждан, уменьшает бумажные процедуры, минимизирует непроцессуальные контакты.
- Какие изменения происходят в судах благодаря новым технологиям?
- Теперь подать заявления и другие документы, извещать участников процесса можно применяя технические средства. Кроме того, они применяются при судебном санкционировании, дистанционном исследовании доказательств, ознакомлении сторон с материалами дела, фиксировании процесса, а также при высылке судебных актов и выписках исполнительных документов.
Участник процесса через «судебный кабинет» может зайти по своему электронному ключу и следить за своим делом дистанционно. Это очень удобно.
Сейчас все решения публикуются, как видите, транспарентность высокая, и каждый гражданин может увидеть, что происходит с его делом, ознакомиться с протоколом, с решением суда, с судебной практикой.
Доказательства в судебном процессе могут исследоваться тоже в электронном формате, путем видео- конференц-связи.
Резюмируя сказанное, можно с уверенностью сказать, что Кодекс положительно скажется на качестве отправления правосудия, и будет способствовать своевременному восстановлению нарушенных прав граждан, вынесение законных и обоснованных судебных актов.
Фото: politobzor.net