Введение в действие c 1 января 2015 года Кодекса об административных правонарушениях в новой редакции концептуально модернизирует систему казахстанского законодательства, сообщает пресс-служба Верховного суда РК.
Новый КоАП нацелен на обновление административно-деликтного законодательства, повышение защищенности граждан и интересов государства от противоправных посягательств путем:
- гуманизации, заключающейся в расширении применения предупреждения как вида административного взыскания, а также пересмотра размеров штрафов в зависимости от субъекта предпринимательства;
- снижения нагрузки на суды, что обеспечено за счет пересмотра подведомственности;
- модернизации процедуры привлечения к административной ответственности.
Одной из важных новелл Кодекса является введение дифференцированной процедуры привлечения лиц к административной ответственности (сокращенный и общий порядок). Сокращенное производство по делу об административном правонарушении ведется, когда лицо согласно с фактом совершенного правонарушения, признает свою вину, не имеет претензий и готово в семидневный срок с момента вручения лицу протокола добровольно оплатить 50 % от общей суммы штрафа.
В этом случае дело будет считаться рассмотренным по существу и лицо освобождено от уплаты оставшейся суммы штрафа. Таким образом, сокращенное производство будет стимулировать граждан своевременно и менее болезненно оплачивать штрафы, что в свою очередь повысит уровень взыскаемости штрафов и послужит отличным стимулятором пополнения государственной казны. Такая новация позволяет лучше обеспечить заложенный в праве принцип неотвратимости наказания. Если же лицо не согласно с фактом совершенного правонарушения, то дело будет рассматриваться в общем порядке.
Еще одной значительной новацией является введение нормы, позволяющей судье, органу (должностному лицу) при установлении смягчающих обстоятельств, сократить сумму административного штрафа, налагаемого на физическое лицо, до 30% от общей суммы.
В КоАП систематизированы административно-процессуальные нормы. В частности, порядок пересмотра постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях ранее регулируемый нормами ГПК (главой 26) перенесен в главу 45 Кодекса (пересмотр не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях).
На практике ранее рассматриваемые дела в порядке главы 26 ГПК называли гражданскими, что вызывало проблемы в процедуре их рассмотрения и применении к ним положений ГПК либо КоАП. Данное новшество введено в КоАП для исключения возникавших на практике проблем.
Осуществляя производство по делу об административном правонарушении, на практике нередко возникали вопросы, когда лица были не согласны с определенными действиями (бездействиями) должностных лиц.
В редакции КоАП предусмотрена самостоятельная глава 44 по обжалованию действий (бездействия) органа (должностного лица), осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Процедура состоит в том, что действия (бездействие) органа (должностного лица), осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы в вышестоящий орган (должностному лицу) или в специализированный районный и приравненный к нему административный суд. Жалобы могут быть устные и письменные. Устные жалобы заносятся в протокол, который подписывают заявитель и должностное лицо, принявшее жалобу.
Подача жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения. Лицо вправе обратиться в вышестоящий орган (должностному лицу) или в суд с жалобой в течение двух месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока не является основанием для отказа в принятии жалобы. Причины пропуска срока выясняются при рассмотрении жалобы по существу и могут являться одним из оснований отказа в удовлетворении жалобы.
Жалоба подлежит рассмотрению в течение десяти суток со дня поступления. По результатам рассмотрения жалобы принимается постановление об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении, которое подлежит обжалованию в течение десяти суток в вышестоящий суд, решение которого обжалованию, опротестованию не подлежит.
Отсутствие института пересмотра вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам в административном производстве порождало излишнюю судебную процедуру отмены Верховным Судом постановлений по делам об административных правонарушениях по протесту Генеральной прокуратуры. Поэтому в КоАП предусмотрен новый институт пересмотра вступивших в законную силу постановлений по делу об административных правонарушениях по вновь открывшимся обстоятельствам, тем самым дается возможность реализации защиты прав физических и юридических лиц путем подачи заявления (глава 47).
C целью предоставления гражданам и юридическим лицам возможности самостоятельного обжалования вступивших в законную силу судебных актов по административным делам в Кодексе предусмотрена
дополнительная кассационная инстанция в областных и приравненных к ним судах. Особенность данного пересмотра заключается в том, что в надзорном порядке через Верховный Суд возможен пересмотр судебных актов лишь с соблюдением кассационного порядка обжалования. При этом в сторону, ухудшающую положение лица, либо лица, в отношении которого административное производство прекращено, кассационную жалобу или протест можно подать в течение шести месяцев с момента оглашения обжалуемого постановления суда.
В связи с этим в случае неправомерного прекращения производства по делу и пропуска кассационного срока обжалования или опротестования судебного акта без уважительных причин исключается возможность дальнейшего пересмотра судебного акта в Верховном Суде.
Таким образом, названные и другие новшества Кодекса способствуют профилактике совершаемых административных правонарушений, обеспечивают неотвратимость административной ответственности за совершенные административные правонарушения, а также дают возможность еще эффективнее защищать права граждан, упрощают нормы закона, обладающие избыточной сложностью.
Однако наряду с вышеперечисленными позитивными новшествами по применению отдельных положений КоАП возникают отдельные проблемные вопросы, требующие дополнительного правового регулирования.
Так, одной из существенных проблем в применении нового КоАП является отсутствие института возврата административных дел, при обнаружении недостатков протокола об административном правонарушении и других обстоятельств, которые делают затруднительным или невозможным, рассмотрение дела.
В этом случае суду приходится устранять недоработки должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, истребовать дополнительные доказательства по делу, таким образом, фактически заниматься сбором доказательств, тем самым восполняя недоработки лиц, уполномоченных возбуждать дела об административном правонарушении.
Следовательно, данный вопрос требует своего разрешения путем совершенствования административного законодательства.
А.Амиртаева, судья Сарыаркинского суда г.Астаны
Фото: today.kz