Президент Н. Назарбаев в своем очерке «Казахстанский путь» подчеркивал, что без справедливого и честного правосудия, совершенной правовой базы не может быть стабильного и цивилизованного общества, а важнейшим вопросом правовой политики является реализация гражданами права на судебную защиту, которая гарантирована Конституцией - Айсултан Балмуханов, председатель суда № 2 г. Актобе.
Значение правосудия в совеременном правовом и демократическом государстве трудно переоценить. Являясь совокупностью социально-правовых ценностей, выступая как необходимость и значимость в деле защиты прав и свобод человека и гражданина, правосудие сегодня становится показателем степени и уровня режима законности в государстве, развитости демократических процессов в гражданском обществе.
Одной из актуальных тенденций совершенствования судебной системы в целях обеспечения эффективного, справедливого, быстрого и доступного правосудия является дальнейший курс на специализацию судов. Благодарая системной работе в настоящее время созданы и функционируют специализированные суды по уголовным делам, военные экономические и ювенальные суды.
С января 2015 года казахстанская модель уголовного судопроизводства начала работать по новому кодексу. Одной из основных его новелл является введение института следственных судей, которое относится к следующему этапу развития уголовного судопроизводства в Казахстане. В части 3 статьи 54 УПК РК дано определение статуса этого нового субъекта судопроизводства. Следственным судьей является судья районного и приравненного к нему суда, к полномочиям которого отнесен судебный контроль за соблюдением прав, свобод и законных интересов лиц в уголовном судопроизводстве, назначаемый из числа судей председателем этого суда с правом его переназначения.
Кроме того, в данном Кодексе большой акцент сделан на применение к нарушителям экономических санкций. Предусмотрены дальнейшая гуманизация уголовного закона, ведение двухзвенной системы уголовно-наказуемых деяний, состоящей из преступлений и уголовных проступков. Исключены институты доследственной проверки, предъявление следователем обвинения, возвращение судом дел на дополнительное расследование.
Также новшеством в новом Уголовно-процессуальном законе является институт процессуального соглашения в форме сделки о признании вины. Процессуальное соглашение – это соглашение, заключаемое между прокурором и подозреваемым, обвиняемым или подсудимым на любой стадии уголовного процесса или осужденным в порядке и по основаниям, предусмотренным УПК. В согласительном производстве не предусмотрены судебные прения и произнесения подсудимым последнего слова, которые являются обязательным атрибутом общего порядка проведения состязательного судебного процесса. Законом ограничен круг участников процесса при рассмотрении дела в согласительном производстве.
С августа 2011 года действует закон о Медиации в Казахстане. По новому уголовно-процессуальному закону правовое положение медиатора определено в статье 85 нового УПК, как иного лица, участвующего в уголовном процессе, где расширены права медиатора и обеспечена возможность знакомиться с информацией, представляемой сторонам медиации органом, ведущий уголовный процесс, с данными об участниках уголовного процесса, являющимися сторонами медиации.
Как одним из эффективных инструментов повышения открытости суда, качественно нового уровня судебной системы следует рассматривать интеграцию системы «ТӨРЕЛІК», «Судебного кабинета» и системы аудио- и видеофиксации. Преимущество новой автоматической информационной системы судебных органов «ТӨРЕЛІК» в том, что с ее помощью обеспечивается оперативный доступ к обмену информационными данными, высокая степень надежности, решаются такие задачи как ведение автоматизированного учета и контроля соблюдения процессуальных сроков, формирование статистических и аналитических отчетов, упрощение делопроизводства и судопроизводства. Система учитывает такие факторы, как специализация, нагрузка, переназначение судьи в другой суд, выполнение функции следственного судьи по уголовным делам, дежурного судьи по административным делам, а также предстоящий уход судьи в очередной отпуск, командировку, нахождение на больничном.
Судом №2 г.Актобе за 9 месяцев окончено 869 дел на 974 лиц из поступивших 950 дел на 1064 лиц, из них с вынесением приговоров 517 дело на 591 лиц, прекращено 289 дел на 307 лиц, направлено для устранения нарушении УПК 14 дел на 16 лиц, возвращено прокурору 48 дел на 49лиц, остаток неоконченных дел находящиеся на стадии рассмотрения 73 уголовных дел на 90 лиц. Всего осуждено 591 лицо.С участием медиаторов рассмотрено 57уголовных дел, с применениемаудио фиксации – 464 дел, видео фиксации – 370 дел, аудио – видео – 834 дел. Вынесено 54 частных постановлений.
Кроме того, проведена определенная работа по взаимодействию со средствами массовой информации. Так за 9 месяцев судьями опубликованы 40 статей в республиканские и местные газетные издания, 6 статей – специалистами суда. 47 выступлений на радио и телевидении, проведено 50 круглых столов на темы: «Новое в УК и УПК», «Проблемные вопросы рассмотрения судебных дел на государственном языке», «Сыбайлас жемқорлыққа қарсы іс-қимыл жолдары», «Применение меры пресечения в виде залога», «Конституция – основной закон страны», «Обсуждение «Плана нации», «Особенности производства по делам частного обвинения», «Гендерлік саясаттың көкейтесті мәселелері». Как и во всех судах Республики в суде №2 г.Актобе действует система автоматического распределения дел, внедрено электронное делопроизводство, судебные процессы проводятся с применением аудио и видеофиксации, функционирует официальный сайт Верховного Суда, действует судебный кабинет.
В рамках своего интервью «Шаги к верховенству Закона» Председатель Верховного Суда Мами К.А. рассказал о наиболее значимых изменениях в судебной системе в рамках реализации Плана Нации «100 конкретных шагов – современное государство для всех», где особое внимание уделено вопросам оптимизации судебных инстанций путем перехода от пятиступенчатой системы правосудия к трехуровневой. Число судей Верховного Суда вырастет в два раза. В связи с этим проводится работа по отбору достойных кандидатов в высший судебный орган страны, в которой принимает участие весь судейский корпус страны. В Верховном Суде действует резервная комиссия, а также кадровые группы.
Конституционным законом «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» предусмотрены требования к кандидатам в судьи: достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, безупречную репутацию и стаж работы по юридической профессии не менее 2-х лет, сдавший квалификационный экзамен (лицо, окончившее обучение и сдавшее квалификационный экзамен в специализированной магистратуре, освобождается от сдачи экзамена в течение 5 лет со дня окончания обучения), прошедший медицинское освидетельствование и подтвердивший отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению профессиональных обязанностей судьи, успешно прошедший стажировку в суде и получивший положительный отзыв пленарного заседания суда (лицо, окончившее обучение и сдавшее квалификационный экзамен в специализированной магистратуре, освобождается от прохождения стажировки в течение 5 лет со дня окончания обучения).
В предстоящую реформу заложена обязательная норма – 5 лет стажа работы в судах и внедрение системы ситуационных тестов для проверки профессиональных навыков и умений. Должна будет повыситься квалификация судейского корпуса и, что судьями могут становиться зрелые люди, свыше 30-ти лет, имеющие опыт работы именно в судах. Одним из требований к кандидатам в судьи является успешное прохождение стажировки в суде, согласно Положению о прохождении стажировки кандидатом в судьи, утвержденным Указом Президента РК от 26 июня 2001 года № 643, где срок прохождения стажировки установлен - от 3-х до 6-и месяцев. При прохождении стажировки в суде кандидат в судьи не освобождается по месту основной работы.
По реформе предлагаетсядля кандидатов в судьи прохождение годичной стажировки в судах с выплатой стипендии в размере от 50 до 70 процентов от должностного оклада судьи, на освобожденной основе от основной работы является очень актуальной и необходимой. Также предлагается увеличить до 1 года срок прохождения стажировки магистрантов в судах, в настоящее время при 2-х годичном обучении срок практических стажировок в суде составляет 3 месяца. Прохождение стажировки будет оплачиваемым. После годичной стажировки должны будут проходить годичный испытательный срок для вновь назначенных судей. В этот период предполагается, что они будут рассматривать административные, несложные уголовные и гражданские дела.
Результаты испытательного срока будут всесторонне обсуждаться на пленарном заседании областного суда и при положительном заключении, профессиональные качества будут оцениваться квалификационной комиссией судебного жюри. При полном подтверждении профессиональных качеств кандидата в судьи, представляется в Высший судебный совет для рекомендации Главе государства для назначения на должность судьи на постоянной основе.
Законодательно предлагается закрепить институт поручительства за вновь назначенного судью действующего судьи, что будет дисциплинировать молодую смену и положительно скажется на его работе судьи.
Поддержано предложение по повышению статуса и материального довольствия секретарей судебного заседания.
Между тем среди мер по модернизации судебной системы предусмотрено также выделение Института правосудия из состава Академии государственного управления и передача его в ведение Верховного Суда. Предлагается преобразовать его в Академию правосудия и открыть при ней три института — магистратуры, института повышения квалификации и научно-исследовательского института проблем судебной системы. Наряду с этим изменения затронут и структуру Судебного жюри, которое будет состоять из комиссии по оценке профессиональных качеств судьи и дисциплинарной.
Ведется работа по внесению изменений в действующее законодательство. В Парламент страны внесено несколько законопроектов по вопросам работы судебной системы. Среди них проект Конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей в Республики Казахстан» и проект нового Закона «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан».
В состав Высшего Судебного Совета будут входить в качестве постоянных членов, по должности, Председатель Верховного Суда, председатели соответствующих профильных комитетов Сената и Мажилиса Парламента, Министр юстиции, Генеральный прокурор, Председатель Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции, авторитетные ученые-юристы, в том числе иностранные эксперты и представители Союза судей. При этом половину членов ВСС будут составлять представители судейского сообщества.
Рассмотрены вопросы по внесению изменений в действующее законодательство по пенсионному обеспечению судей. Главой государства в текущем году подписан соответствующий Конституционный закон. Новым законом предусматривается, что судье в отставке со стажем судейской работы не менее пятнадцати лет, при достижении пенсионного возраста, выплачивается ежемесячное пожизненное содержание. Оно составит 50 процентов от должностного оклада по последней занимаемой должности судьи. Вместе с тем, в настоящее время рабочей группой по верховенству закона подготовлено еще одно предложение по повышению стажа выхода судей в отставку до 20-25 лет.
Любой желающий гражданин может ознакомиться с данными изменениями на интернет ресурсе Верховного Суда и внести свои предложения, а также замечания по ним. Представители неправительственных организаций также могут принять участие в обсуждении данных законопроектов в рамках рабочих групп в Парламенте Республики Казахстан.
Поступательное развитие организационных основ национальной судебной системы, повышение доступности правосудия, расширение сферы судебной защиты прав и свобод граждан, к которым стремится проводимая в стране судебно-правовая реформа, ставит конечной целью верховенство закона. Курс на модернизацию институтов правосудия способствует формированию сильной судебной власти, что отвечает задачам максимального упрощения судопроизводства, обеспечению доступности судебной защиты граждан в прозрачных и открытых судах.
Задачи, которые ставит Президент стран перед судебной системой по созданию более эффективного, доступного судопроизводства, реализуемого поэтапно и последовательно, преследует цель верховенства закона.