Новая информационная система «ТӨРЕЛІК», объединившая сервисы Интернет-ресурса Верховного суда, позволяет выполнить сразу три задачи: эффективно организовать работу судей; значительно облегчить и упростить гражданам судебную защиту своих прав и свобод; контроль и исключение человеческого фактора и непроцессуальных контактов. Все это составляющие одной цели - создания быстрого, прозрачного и доступного для всех правосудия, считает Ильяс Испанов, руководитель Департамента по обеспечению деятельности судов Верховного Суда РК.
В Антикоррупционной стратегии Казахстана на 2015-2025 годы упрощение судопроизводства и повышение прозрачности в деятельности судебной системы отмечены как одни из основных составляющих мер по искоренению и предупреждению коррупции в судах.
Широкое внедрение передовых АйТи-технологий, интеграция информационных систем серьезно повышает мобильность и прозрачность правосудия и в тоже время снижает коррупциогенность судопроизводства. Повышение доступности к правосудию мы, прежде всего, видим в создании удобных и понятных для простого пользователя инструментов, позволяющих беспрепятственно общаться с судом. Для удобства граждан эти инструменты мы сосредоточили на Интернет-портале Верховного суда.
Так, важным шагом в повышении транспарентности правосудия стала модернизация работы Интернет-ресурсов всех судов, вплоть до районного уровня. Прямым результатом этих мероприятий является лидерство по итогам 2014 года веб-сайта Верховного суда в рейтинге официальных сайтов государственных органов страны - по замерам Акционерного общества Казконтент.
Также показателем открытости судебной системы служит доступность для граждан Личной страницы председателя Верховного суда и блогов председателей областных судов.
Одним из ключевых сервисов, доступных на Интернет портале, является «Судебный кабинет». Это единое окно доступа к онлайн услугам судебных органов, дающее возможность подавать в электронном виде любые обращения и заявления во все судебные инстанции, производить онлайн оплату госпошлины, отслеживать прохождение дела, оперативно получать судебные документы и уведомления. С момента внедрения Судебного кабинета население оценило его удобства, о чем свидетельствует стабильный рост количества пользователей. Так, если в 2013 году в суды Казахстана посредством портала «Электронное правительство» направлено 17 539 электронных заявлений, то только за второе полугодие 2014 год через Судебный кабинет поступило 105 707 заявлений, что в 6 раз больше.
Для граждан, не имеющих доступа к интернету, организованы электронные уголки в ЦОНах, где компетентные операторы, обученные нами, проводят консультации по работе в Судебном кабинете, а также помогают в отправке документов в электронном виде. В перспективе государственная услуга «Апостилирование официальных документов, исходящих из судебных органов» также будет оказываться в ЦОНах для лиц, не имеющих доступа в Глобальную сеть.
Кроме того, для удобства пользователей Портала электронного Правительства нами совместно заинтересованными органами реализован механизм Сингл Сайнон, который позволяет пользователям ПЭП без авторизации заходить на наш Интернет-ресурс и получать сервисы Судебного кабинета.
В целях взаимосвязанной и слаженной работы АйТи-проектов, необходимо их объединение в рамках единой информационной системы, интегрированной с другими внешними системами и базами. Это задача решается в новой автоматической информационной системе судебных органов «ТӨРЕЛІК». Она обеспечивает оперативный доступ к обмену информационных данных, высокую степень надежности и решает такие задачи как ведение автоматизированного учета и контроля соблюдения процессуальных сроков, формирование статистических и аналитических отчетов, упрощение делопроизводства и судопроизводства. При этом участники процесса также имеют возможность постоянно контролировать процессуальные сроки, регистрацию и принятие заявлений, а также продление сроков рассмотрения по делу, что дисциплинирует работников судов и исключает волокиту с документами, так как система мониторит нарушения всех контрольных сроков. В случае каких-либо нарушений они также вправе обратиться и получить информацию через единый Колл-центр судебных органов с бесплатным звонком на номер 1401. В Колл-центр уже обратились десятки тысяч участников процесса, по которым приняты меры и даны разъяснения.
Очень важный сегодня для судей вопрос – усовершенствование автоматического распределения дел. Этот процесс подвергся более глубокой автоматизации в новой системе. Так, система учитывает такие факторы как специализация, нагрузка, переназначение судьи в другой суд, выполнение функций следственного судьи по уголовным делам, дежурного судьи по административным делам, предстоящий уход судьи в очередной отпуск, командировка, нахождение на больничном. По нашему мнению, такой подход в распределении дел позволит исключить субъективный фактор, что пока имеет место в отдельных судах, на начальном этапе пресекая возможные коррупционные проявления.
Как и все актуальные и востребованные системы, нами проводятся интеграционные работы с порталом электронного правительства и системами других госорганов. В связи с вступлением в силу нового УК и УПК проводится интеграция с системой Единого реестра досудебных расследований Генеральной прокуратуры, что позволит в автоматическом режиме получать все сведения по уголовным делам и мониторить движение дел по уникальному номеру, присваемому системой.
Проведена интеграция системы ТӨРЕЛІК, Судебного кабинета и системы аудио и -видео фиксации судебных процессов, являющаяся одним из эффективных инструментов повышения открытости суда и выведенная на новый уровень. Весь процесс судопроизводства становится абсолютно прозрачным, полное внедрение этой системы сведет к минимуму возможность каких-либо процессуальных нарушений. Интеграция системы аудио- и видео фиксации со списком слушаний дел размещенной на интернет-ресурсе, уже сейчас позволяет отслеживать время точного начала судебного заседания. Кроме того, каждый участник судебного разбирательства может ознакомиться с аудио- и видео материалами процесса, зайдя в Судебный кабинет.
Также в Судебном кабинете совместно с коллегией адвокатов разрабатывается сервис «Календарь участников судебного заседания». Он предназначен для того, чтобы судья при определении даты судебного заседания обращался к календарю участника процесса, заполняемого в Судебном кабинете. Это позволит оптимально планировать время процесса, учитывая, например, участие адвоката в заседаниях по другим делам. Можно отметить, что сегодня все залы судебных заседаний по республике оснащены современными средствами аудио-видео фиксации, в том числе по Астане и Алматы.
Таким образом, новая информационная система «ТӨРЕЛІК», объединившая сервисы Интернет-ресурса Верховного суда, позволяет выполнить сразу три задачи. С одной стороны, она призвана эффективно организовать работу судей. С другой, значительно облегчить и упростить гражданам судебную защиту своих прав и свобод. В-третьих, появляются новые возможности для контроля и исключения человеческого фактора и непроцессуальных контактов. Все это составляющие одной цели - создания быстрого, прозрачного и доступного для всех правосудия - Ильяс Испанов, руководитель Аппарата Верховного суда РК.
Как известно, процедура оповещения участников судебного процесса еще недавно была хаотичной и затратной. Она порой давала некоторым гражданам законный повод уклоняться от явки в суд и затягивать процесс. В связи с этим, нами реализован ряд проектов по надлежащему извещению сторон, что в корне изменило ситуацию.
Сервис Ознакомление с судебными документами: гражданин, подавший исковое заявление в суд на бумажном носителе, получает на руки талон и в последующем он мгновенно уведомляется СМС-сообщениями или электронными письмами на е-майл о принятии дела в производство, о вынесении определения, назначении даты судебного заседания, о том, что по его заявлению принят судебный акт, с которым он может ознакомиться на Интернет-ресурсе суда. Данные услуги активно используются при рассмотрении административных, гражданских и уголовных дел. Таким образом, исключается необходимость направления почтового уведомления и почтового отправления судебного акта, что экономит бюджетные средства и временные затраты участников процесса. Уже направлены миллионы СМС-сообщений участникам судебных разбирательств. Если отправить такое количество извещений на бумажных носителях, стоимость их составит сотни миллионов тенге или больше в десятки раз.
Еще один механизм доставки судебных повесток реализован на Интернет-ресурсе, когда участник процесса может посредством сервиса «Судебная повестка» просмотреть и в необходимых случаях распечатать электронную судебную повестку, которая, как и все другие сервисы в соответствии с Законом «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» равнозначна документу на бумажном носителе.
Оперативными и экономичными показали себя проекты автоматизированного почтового отправления и «Гибридная электронная почта», реализуемые совместно с Казпочтой по принципу телеграммы. Принцип работы этих проектов состоит в том, что с системы судов почтовые извещения направляются до отделения почты получателя, распечатываются и доставляются.
Все внедряемые в судебной системе проекты имеют высокую отказоустойчивость и нами принимаются все необходимые меры по соблюдению требований информационной безопасности. В современных условиях для отправления качественного правосудия уже недостаточно наличия двух традиционных факторов - адекватного законодательства и профессиональных судей. Сегодня обязательным условием успеха является союз высоких технологий с профессионализмом судейского корпуса.
Мы будем стремиться к тому чтобы, используя инновационные технологии и передовой менеджмент, создать максимально благоприятные условия для эффективной работы судебной системы Казахстана. Конечная цель наших усилий - создание адекватного вызовам времени правосудия, мобильного, прозрачного, доступного для всех и основанного на верховенстве закона.