Адвокатура вместе со всей страной вступила в новый этап развития и призвана осуществлять свою роль в осуществлении в стране Верховенства права. Об этом заявил Председатель Конституционного совета РК Игорь Рогов, передает Zakon.kz.
«На современном этапе развития усилия государства направлены на обеспечение верховенства закона и повышение эффективности института защиты. Адвокатура признана охранять права и свободы физических и юридических лиц, правовые устои государственной и общественной жизни, способствовать эффективности судопроизводства, повышению правовой культуры граждан», - сказал И.Рогов, выступая на форуме.
Он также отметил, что в основных принципах ООН подчеркивается, что адвокат призван не только защищать своего клиента, но и отстаивать интересы правосудия, а также права и свободы человека.
В свою очередь Посол, Глава офиса программ ОБСЕ в Астане Наталья Зарудная отметила, что уровень развития адвокатуры определяет уровень успешности государства.
«Адвокатура, как элемент гражданского общества, может и должна формировать правовое поле страны и способствовать обеспечению законности в целом. Именно такая ее роль отвечает интересам и общества, и государства», - подчеркнула Посол.
По ее словам, страны ОБСЕ придают большое значение обязательствам, относящимся к верховенству права. «Прежде всего, речь идет о справедливом судебном разбирательстве, о праве на эффективное средство правовой защиты, свободе от произвольного ареста или задержания, запрете пыток и независимости судебной системы», - пояснила Н.Зарудная.
Весь этот комплекс обязательств связан с непосредственной деятельностью адвокатов. Вместе с тем она отметила, что выполнение функций адвокатуры нуждается в установлении статуса достаточной автономии, определенного уровня независимой адвокатуры от органов государственной власти, развития внутреннего самоуправления и саморегулирования института адвокатуры.
«Перед государством и адвокатурой сейчас стоит задача по улучшению доступа к правосудию и гарантирование справедливого суда посредством обеспечения равноправия сторон между обвинением и защитой в процессе, а также повышения эффективности юридической помощи за счет государственного финансирования в Казахстане», - сказала Н.Зарудная.
Она подчеркнула, что в качестве первостепенных задач рассматривается развитие системы бесплатной юридической помощи, улучшения качества правовой помощи, оказываемой за счет государства, повышение информированности граждан о системе гарантированной государством юридической помощи в Казахстане.
Между тем заместитель Генерального прокурора РК Нурмаханбет Исаев отметил, что казахстанские законы в полной мере предоставляют право казахстанцам на защиту, но сами адвокаты не всегда в полной мере его используют.
«Если мы будем реализовывать то, что нам предоставлено законом – это уже обеспечит полную защиту людей. Это во многом зависит от того, насколько сами адвокаты активно пользуются своими правами, насколько наступательно действуют, защищая права граждан, в том числе при воспрепятствовании вашей законной деятельности», - высказал свою позицию представитель Генпрокуратуры.
В качестве убедительности своих слов привел данные за последние 5 лет по воспрепятствованию профессиональной деятельности адвокатов.
«За 4 года вообще нет ни одного факта, и только в этом году зарегистрировано 9 сообщений адвокатов, по которым сейчас проводится досудебное расследование. Аналогичная ситуация и по административным правонарушениям воспрепятствования адвокатской деятельности. С 2010 года всего два было обращения, - сказал Н.Исаев. - Если судить по этим данным, то получается, что правоохранительные органы не оказывают никакого противодействия защитникам. Но как на самом деле обстоит всем вам хорошо известно. Но здесь, я считаю, надо обижаться на самих себя, а не на правоохранительные органы».
Он также заметил, что в текущем году из 465 рассмотренных следственными судьями ходатайств о депонировании показаний потерпевших и свидетелей, лишь 5 ходатайств заявлены адвокатами.
«Хотел бы обратить ваше внимание еще на один момент – всего в стране 516 или 518 прокуроров, которые осуществляют надзор по стране, а уголовных дел десятки тысяч, которые направляются в суды, а в общей массе их более ста тысяч. Разумеется, 500 с лишним прокуроров физически не смогут обеспечить надзор по всем этим делам, - поделился замгенпрокурора. - Мы с вами выполняем одну задачу, но адвокатов в стране точно больше и здесь очень много зависит от деятельности так называемых дежурных адвокатов, осуществляющих защиту за счет госсредств. Я думаю адвокатское сообщество в состоянии наладить работу, чтобы дежурные адвокаты работали также как и адвокаты по найму и даже лучше, чтобы авторитет адвокатов в нашем обществе значительно возрос».
В этой связи он предложил свою помощь и поддержку. «Если в этом направлении будут какие-то предложения, мы готовы вам помочь. И еще вы все знаете, что с января 2016 года новый Уголовно-процессуальный кодекс исключил такую норму как возвращение уголовного дела на дополнительное расследование. К сожалению, на все принимаемые нами вместе с Верховным судом меры на местах эта незаконная практика продолжается, - обратил внимание Н.Исаев.
По его мнению, это происходит потому, что адвокаты не препятствуют, а кое-где даже соглашаются с мнением суда. «Если дело поступило в суд, то из здания суда человек должен выйти или оправданным, или осужденным. Все должны над этим работать», - заключил заместитель Генпрокурора.
Председатель республиканской коллегии адвокатов Ануар Тугел с критикой представителя Генпрокуратуры согласился лишь частично.
«Не все органы уголовного преследования правильно применяют закон – это основная проблема. Адвокаты очень часто сталкиваются с тем, что им ставят препоны, идет мощное воспрепятствование его деятельности. Этих фактов гораздо больше, чем привел заместитель генпрокурора», - сказал он журналистам в кулуарах форума.
Вместе с тем он признал, что с принятием новых Уголовно-процессуального и Гражданско-процессуального кодексов существенно расширяются права и полномочия адвокатуры.
«Произошла трансформация полномочий адвокатуры и их расширение. Адвокат теперь имеет право собирать доказательства, и они подлежат обязательному приобщению к уголовному делу. Адвокаты вправе проводить досудебные процедуры. Новый ГПК наделяет адвоката хорошими полномочиями, - сказал он, посетовав однако на их «плохое правоприменение».
По информации А.Тугела, всего в стране насчитывается порядка 5 тыс. адвокатов, при этом в системе оказания гарантированной государством бесплатной юридической помощи принимают участие лишь более половины. Но их деятельность с каждым годом набирает обороты.
«Если в первом полугодии 2014 года они оказали такую помощь 57 тыс. граждан, то в этом году за такой же период уже более 66 тыс. получили правовую помощь. На сегодня в Казахстане действует 16 адвокатских коллегий, 184 юридические консультации, 150 адвокатских контор – все они нуждаются в обобщении и дальнейшем применении своего опыта в качестве правозащитного гражданского института. В том числе с целью планомерного наращивания процессуальных полномочий в уголовном и гражданском процессе, обеспечения гарантии государства на получение гражданами квалифицированной юридической помощи, формирования правового самосознания общества», - заключил глава коллегии адвокатов.
Лариса Черненко