Ограничительные меры для турецких компаний, введенные после инцидента со сбитым Су-24, для российской экономики совершенно безвредны, а некоторые – даже полезны. По мнению экономиста и публициста Михаила Делягина, единственной проблемой может стать прекращение туризма между двумя странами, сообщает Дни.ру.
"По туризму потери идут поровну: они лишаются наших денег, а мы – уникального отдыха", – указал он. Однако и здесь все относительно – например, с точки зрения сохранения бюджетных вариантов отдыха потеря Египта была куда большей проблемой, считает эксперт.
"Турция задирала цены. Там действительно оказывали качественные услуги, но зимой там отдыхать нельзя, и люди ехали в Египет, – пояснил Делягин. – Летом можно и в Крыму купаться, и в Абхазии, и на черноморском побережье, и в Болгарии, и Греции, и где угодно. Поэтому потеря Египта куда более существенна".
По всем остальным направлениям турки теряют, а Россия не теряет ничего, указал эксперт. "Что мы потеряем? Турецкие помидоры? Они, конечно, хорошие, но это не тот товар, который невозможно произвести самим или купить у азербайджанцев", – рассуждает экономист.
Помимо товаров, турки оказывали России большое количество услуг. К примеру, из Турции приезжали работники на сбор урожая (получая процент с этого же урожая), немало было и строителей. "Но у нас строительный рынок сейчас схлопнулся из-за кризиса, и сейчас своим-то строителям не хватает. Поэтому уход турков с этих рынков – это скорее мера разумного протекционизма, нежели нанесение ущерба", – подчеркнул эксперт.
Делягин также указал, что за положительное сальдо торгового баланса с Турцией переживать не стоит – оно достигается в основном за счет поставок газа, от которых никто не отказывается. "Судя по всему, мы не будем прекращать поставки этого газа, если только турки не будут перекрывать Босфор и Дарданеллы и не начнут диверсионную деятельность на Северном Кавказе, – считает эксперт. – Я думаю, что уж не делать этого у Эрдогана ума хватит".
При этом Россия поставляет в Турцию довольно большое количество металлов и сырья, которые турки вполне могут заместить продукцией других стран. "Но это объемы, которые некритичны для российской металлургии", – указал он.
"Турки лишатся доступа на строительный и сельскохозяйственные рынки; турецкий бизнес, который привык чувствовать себя в России более вольготно, чем в Турции, начнет сворачиваться. А у нас проблемы – только у Сбербанка, Яндекса и Спутника. То есть это обидно, – поскольку люди только-только вышли на рынки, – но и только", – резюмировал Делягин.
Отношения России и Турции резко обострились после того, как бомбардировщик Су-24, принимавший участие в операции против группировки "Исламское государство" (запрещена в России), был сбит над территорией Сирии турецким истребителем F-16. В Анкаре сообщили, что российский самолет нарушил воздушное пространство Турции. После этого Владимир Путин заявил, что атака турецких ВВС на российский военный самолет была "ударом в спину" со стороны "пособников террористов", добавив, что инцидент будет иметь серьезные последствия для российско-турецких отношений.
Фото: eer.ru.